Форум Окулесица

Тема 5811, сообщений: 44

начало | 1 . 2 . 3 . 4 . 5 | конец
Автор Сообщение
Sayanka
     18 июля 2018 (09:46)

Добрый день всем

В связи с заданным на лето внеклассным чтением для моей 10-летней дочери и необходимостью писать отзывы по книгам, пару недель назад озадачилась тем, что сама не всё читала. И вот передо мной лежала книга Елены Ильиной "Четвертая высота".

Должна сказать, что книга произвела на меня колоссальное впечатление (рано её дают 10-тилеткам). Зацепило меня в ней всё, начиная с названия самой повести - просто шикарное название!

И вот... после прочтения я не могу оставить мысль, которую изложу здесь в заглавном топике.

Чтобы понимать, что я хочу обсудить, конечно, хотелось бы, чтобы участники были знакомы с книгой (я прочла её за 5 часов).

Главная героиня Марионелла Королёва, а точнее Гуля Королёва - реальный персонаж, девушка, погибшая на фронте в 1942 году во время ВОВ.

Книга повествует о жизни Гули, начиная с самого детства и до момента её гибели.

На протяжении того времени, пока я читала, Гуля меня жутко раздражала своим поведением. Да, я субъективна, так как такой тип личности мне НЕ близок. Слишком поверхностной она выглядела для меня, жадно хватающая жизнь, ни на чем не останавливающаяся, не слишком думающая о людях вокруг, слишком выраженная концентрация на себе. Единственное, что в середине повести я начала симпатизировать её чистолюбию и упорству (школьные годы). Но эта симпатия продлилась недолго.

Гуля Королева как личность, на мой взгляд, всю свою жизнь шла бок о бок со своими амбициями. Она ставила перед собой иногда короткие, иногда длинные цели и, перешагивая через определенную грань, старалась прыгнуть выше своей головы. Это вовсе не плохо, но меня каждую минуту чтения мучил вопрос: - зачем она это делает? Вопрос возникал не в связи с необходимостью, а в связи с мотивацией. В определенный момент я поняла для себя, что она амбициозная адреналинщица. Звучит несколько некрасиво (и, возможно, неуважительно, хотя это не так), но иначе сформулировать не получается.

Когда ночью она ломанулась одна в лес, чтобы проверить себя "на слабо", несмотря на то, что подставляет других людей, или когда стояла на высоте 17-метровой вышки в бассейне и в голове у неё крутились мысли "боюсь...боюсь...нет! не боюсь!" и летела вниз - в эти моменты особенно читается желание надорвать тонкую грань между жизнью и смертью.

Её желание идти воевать несмотря на то, что на руках у неё был сын-младенец, я переварила через какое-то время. Хотя до сих пор непонятно...могла бы и в госпитале выкладываться на полную катушку, раз так за Родину переживает. Но её всю жизнь тянуло на превозмогание себя. И до войны она частенько ходила по краю, получая от этого своё удовольствие, создавала проблемы, будто специально доводила себя до края, а потом собирала себя в кулак и вылазила из собственноручно вырытой "ямы".

Невольно возникает ассоциация со способом получения эндорфинов путем вовлечения себя в кризисную ситуацию. Её подруга Мирра верно подметила как-то о ней словами Лермонтова "А он, мятежный, просит бури, как будто в бури есть покой".

Так как сама по себе повесть "Четвертая высота" это патриотическо-героическое произведение, я стала думать, а что такое ГЕРОИЗМ? что это для меня, что это значит для людей? Какой бы героизм я лично могла признать, как истинный..?

Понятие героизм в обществе трактуется следующим образом: отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Да, такой она и была. В критической обстановке на поле боя она проявила героизм много раз, если следовать определению. Но мои мысли продолжали сидеть у меня в голове: у любого поступка есть мотив!

Ведь миллионы людей погибли во время войны. Просто большинство не были так харАктерно ярки, как героиня повести, не были известны (она несколько раз снималась в кино). Большинство были вынуждены отдать свою жизнь, также спасали других, подчинялись приказам или добровольно шли вперед.

Я не могла не посмотреть её космограмму.

Дата рождения 09.09.1922 г. Москва.

В карте , , - самое актуальное для меня, объясняющее её поведение.

Как я могу прокомментировать книгу своей дочери, если героизм и поучительные моменты для детей представлены именно таким характером? Я то вижу в нем не только обертку, но и ищу корни и мотивацию... Ведь, например, тихая и неприметная медсестра, таскающая трупы солдат и обрабатывающая загнивающие раны, тоже герой, в её поступках (медсестры) тоже есть мотив: чувство вины за что-то, может сострадание. В ком-то другом бурлит чувство мести, и он лезет на амбразуры, в ком-то - тщеславие, у кого-то - деньги, а кому-то просто нечего терять...

По-своему я определила для себя это понятие. Для меня героизм - это сиюминутное действие, направленное на готовность пожертвовать собой без получения от этого какой бы то выгоды - моральной, материальной, физической, поскольку долговременное исполнение каких-либо действий продиктовано обычно либо кармой, либо преследованием свои скрытых интересов. ИМХО

Очень хотелось бы узнать ваше мнение о понятии героизм на уровне чувствования и признания. А если кто-то читал книгу, то вообще класс!


Кто хочет - ищет возможность. Кто не хочет - ищет причину.
rocketa
     18 июля 2018 (15:36)

Sayanka ,

Да, такой она и была. В критической обстановке на поле боя она проявила героизм много раз, если следовать определению.

так в военное время ее героизм был проявлен , это понятно , а в мирное время как этот героизм был проявлен у героини?

и что ребенок должен усвоить из того что он прочитает , что убивать за Родину прявляя самопожертвование это героизм?

но мы живем в мирное время

понимаю конечно что дух патриотизма в детях должны прививать в школе на всякий случай, а вдруг...

книгу не читала поэтому такое сумбурное восприятие героини сложилось из поста.

Какой бы героизм я лично могла признать, как истинный..?

давно в блоге у Левки прочитала статью про Ирэне Сендлер и меня эта статья потрясла, вот тоже пример героизма и самопожертвования.

http://www.oculus.ru/blog.php?id=8372

Sayanka
     18 июля 2018 (17:11)

rocketa

так в военное время ее героизм был проявлен , это понятно , а в мирное время как этот героизм был проявлен у героини?

Да нет, в мирное время ничего подобного не было. Но вся повесть, повествующая о мирной жизни Гули, как будто подготовка к рывку. У меня было стойкое впечатление, что она каждую минуту ждала, когда же наконец произойдет что-то, где она сможет испытать лимит

И когда началась война, она будто глотнула воздуха и смогла реализовать всю свою тягу к острым ощущениям и дать во всю себе развернуться.

Вся предыстория очень конкретно описывает типаж человека, зависимого от впечатлений. Диагнозов не могу ставить, но как по мне, так это азарт со всеми вытекающими.

И вот я задумалась, а герой ли она в моем понимании...так как во всеобщем понимании - сто раз да. Война для неё как реализация себя, как выход той бури, что в ней жила. Она перед уходом на войну сказала, что по-другому не может, и что ей туда надо.

и что ребенок должен усвоить из того что он прочитает , что убивать за Родину прявляя самопожертвование это героизм?

Не знаю, что они хотят от детей. Я в глубокой задумчивости, как ей писать этот отзыв, чтобы не возникло конфликта интересов. Дочь, думаю, не понимает до конца этого произведения. Все, что она сможет выцепить оттуда, так только то, что лежит на поверхности, то, что видит большинство: патриотизм и героизм, умри за Родину, как Вы написали.

понимаю конечно что дух патриотизма в детях должны прививать в школе на всякий случай, а вдруг...

Не нравится мне такое "насилие". У меня особое мнение на этот счет, но обсуждать здесь такие вещи запрещено.

Мама рассказывала, что раньше патриотизм вдалбливали запугиванием другими странами, поливали грязью и на фоне того, что все кругом враги, дети должны были зубами держаться за Родину и партию)

давно в блоге у Левки прочитала статью про Ирэне Сендлер и меня эта статья потрясла, вот тоже пример героизма и самопожертвования.

Спасибо, пойду читать, интересно


Кто хочет - ищет возможность. Кто не хочет - ищет причину.
Татьяна М
     18 июля 2018 (20:37)

Читала в детстве, больше помню свои впечатления, чем событийный ряд.

Девочка родилась в семье режиссера и актрисы, всю свою короткую жизнь была мегапопулярна, ярко горела-быстро погасла. Думаю (и отец в воспоминаниях подтверждает) рождение ранним утром, Асц и в 1 доме.

Что касаемо мотивации... да не суть.

Предпочту того, кто совершил достойный поступок (действие) из трусости, тому кто из наилучших и благих побуждений сотворил гадость.

Остальное - см. Синастрию.

Что меня "забеспокоило": - Я думаю, что ЕЙ написать.

Татьяна М
     18 июля 2018 (20:46)

И еще...

Всегдашний спор, что первичнее: яйцо или курица?

То ли предвоенное и военное время взывало к рождению Героев, то ли рождение Героев поспособствовало войне, но эти понятия неразделимы. Действительно, было много героизма. А понять мы это не сможем (очень на это надеюсь!), т.к. не прошли их путь, не знали той боли.

Sayanka
     19 июля 2018 (03:54)

Татьяна М

Девочка родилась в семье режиссера и актрисы, всю свою короткую жизнь была мегапопулярна, ярко горела-быстро погасла. Думаю (и отец в воспоминаниях подтверждает) рождение ранним утром, Асц Лев и Солнце в 1 доме.

Очень похоже на в первом, соглашусь. А говорит о чистолюбии.

Что касаемо мотивации... да не суть.

А мне как раз очень интересен именно этот момент (мотивация), потому как если покапаться в поступках людей, то часто всё не так, как кажется на первый взгляд. И, "отодвинув занавеску", можно увидеть куда больше, чем нам демонстрируют.

Предпочту того, кто совершил достойный поступок (действие) из трусости, тому кто из наилучших и благих побуждений сотворил гадость.

Обширная тема для дискуссии, так как всё оочень относительно: и достойные поступки из трусости, и гадости из благих побуждений. Намерения и чистота помыслов одного человека и реакция другого - также субъективны.

Что меня "забеспокоило": - Я думаю, что ЕЙ написать.

Моя дочь и я постоянно обсуждаем разные ситуации и книги не исключение. Естественно, всё происходит с моей подачи (ей то пока вломы заморачиваться на таких вещах): я спрашиваю, понравился или нет ей рассказ (ситуация), кто был более симпатичен, какие поступки того или иного героя она выделила для себя и её мнение о них, что-то объясняю или привожу примеры из жизни. Учу её анализировать, рассуждать и думать. Формировать мнение после того, как разобралась в ситуации, а не так, как кто-то её преподнес. Стараюсь не навязывать своего мнения, но показываю, как различать, "что такое хорошо и что такое плохо".

Мне хотелось бы поделиться с ней своим мнением на счет героизма, но не в моем стиле тупо разделить всё на черное и белое. А "Четвертая высота" прекрасный пример для анализа причин и следствий. Во всяком случае, я так вижу эту повесть.

А моё мнение пойдет вразрез с той целью, для которой было предложено в школе прочтение этого действительно интересного произведения.


Кто хочет - ищет возможность. Кто не хочет - ищет причину.
Sayanka
     19 июля 2018 (04:23)

rocketa

давно в блоге у Левки прочитала статью про Ирэне Сендлер и меня эта статья потрясла, вот тоже пример героизма и самопожертвования.

Прочла, ещё раз спасибо за ссылку. Мне всегда тяжело читать любые темы, связанные со страданиями живых существ, а особенно детей, беззащитных, тех, кто не в состоянии ответить.

И в данном случае тоже интересно, что двигало человеком? Не для того, чтобы усомниться в его поступках, а чтобы понять - почему?


Кто хочет - ищет возможность. Кто не хочет - ищет причину.
Татьяна М
     19 июля 2018 (05:25)

Sayanka

Да покопаться может и интересно. Но для себя, и обсудить с кем-то из взрослых. Ну, вот хоть здесь.

Для дочери же, как Вы сами подметили, рановато. Обесценивать героические поступки - чревато последствиями. Как моя очень мудрая свекровь говорит "это непедагогично".

Разбирать и анализировать плохие поступки это другое. Веру в доброе начало в людях сломать нетрудно, что потом?

Sayanka
     19 июля 2018 (06:15)

Татьяна М

Для дочери же, как Вы сами подметили, рановато. Обесценивать героические поступки - чревато последствиями. Как моя очень мудрая свекровь говорит "это непедагогично".

Я ни коем случае не обесцениваю её поступок. Не мне судить, и сама я не совершила в жизни ничего героического. Интересна именно мотивация, так как она является источником и первопричиной.

Просто я считаю, что качества личности стоят во главе угла. А личность Гули преподносится в книге почти как эталон героизма. Вся повесть: описание характера, её бурная жизнь - как бы говорят о том - "смотри, кто такие герои", "смотри, как они живут, что говорят и что делают" (хотя соглашусь, что такие неугомонные дети часто вырастают "звездами").

Конечно, она не была плохая, но разве "зашуганка" или "ботаник-скромняга" какой-нибудь не способны на героический поступок? Вполне, только часто их героические поступки остаются в тени или известны лишь горстке людей, а по значимости героизма вообще невозможно выстроить градацию, на мой взгляд.

Что может подумать ребенок: не рвешь когти, не лезешь на амбразуры, не популярна, не видишь восхищенных лиц, значит грош тебе цена?

Наверное, как-то нужно обойти этот момент (с характером). Но все равно трудно разорвать эту комплексную причинно следственную связь, чтобы прочувствовать ситуацию.


Кто хочет - ищет возможность. Кто не хочет - ищет причину.
Татьяна М
     19 июля 2018 (06:29)

Ну, самое простое, наверное, подобрать другую героическую историю, где будет другой типаж, характер героя. Чтобы донести мысль, что разные люди способны на поступок, ну и чтобы в память не впечаталось, что если герой - то только такой.

начало | 1 . 2 . 3 . 4 . 5 | конец

Добавить сообщение в тему

Только для зарегистрированных пользователей!  Зарегистрироваться?
Внимание! Информация по просьбе участников форума из сообщений не удаляется.

имя (псевдоним)
пароль
 
    Описание значков форматирования
новое сообщение







загрузка карты
  Разрешена загрузка файлов до 1Мб и типов .jpg, .gif или .png!

   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!


Пояснения