Форум на ОКУЛУС

Тема 2947, сообщений: 2

Автор Сообщение
иосиф
     26 марта 2005 (13:49)

Славянство

Дажьбог (от славянского Даждьбог), сын Сварога, считался у полян-руссов верховным божеством. Перун — заимствованное северными славянами финно-угорское божество Перкун (по-видимому, в результате ассимиляции пришлым славянским населением местных финно-угорских племен). Перун в документах и летописях, касающихся Киевской Руси времен Аскольда, не упоминается. Культ Перуна как верховного божества был введен в Киеве варяжскими завоевателями, воспринявшими вместе с балтами и северны-ми славянами этот культ от чуди и других финно-угров. Волос (у славен и варягов Ве-лес) был почитаем всеми славянами как скот-ский бог, однако у ильменских славен (новго-родцев) в летописные времена Велес почитался как верховный бог. Самым могущественным богом, определявшим всю жизнь простого славянина, был Род. Его власть над челове-ком была безгранична. Что касается других богов славянского пантеона, то они могут быть отнесены к “низким культам смердов” или народным суевериям, заимствованным у соседей, как например, Семаргл и Мокошь — покровители финно-угорского племени мокош, Хорс — бог тюркских племен, Ярила — бог плодородия и земного изобилия, изобра-жавшийся в виде солнца с фаллосом. У иль-менских славен был идол, изображавший ящера, называемый “Коркодил” или “Ящер”. По преданию, Ящер был убит богатырем. Ильменские славене похоронили Ящера на берегу Волхова и устроили ему пышную тризну. Могила Ящера стала главным святилищем ильменских славен. Идол Ящера, или, иначе, Коркодила изображался в виде двуглавового дракона, одна голова которого была повернута на запад, другая на восток. Западная голова каждый день пожирала солнце, а восточная его снова изрыгала. Ящер не считался абсолютно злым богом, поскольку ежедневно возвращал проглоченное накануне солнце. Поэтому важно было задобрить Ящера, чтобы солнце снова вернулось к людям. Отголоски культа Ящера сохранились до последних дней. Так, рыбаки, проплывая мимо места на Волхове, где в древности было святилище Ящера, бросают в воду монетку.

Здесь важно отметить, что языческое сознание не знает силы креста, а потому и не имеет абсолютного мерила святости. Духи различались по принципу: “добрый—злой”, “полезный—вредный”, “союзник—противник”. Многочисленные свидетельства о культе змея, среди всех славян, не обязательно являются свидетельством змеепоклонства, хотя и оно имело место. Действительно, буквально каждая деревня имела своим “покровителем” змея. Платой за это “покровительство” было похищение змеем девушек. Девство изначально противоставлялось “змеевству”. Славяне верили, что среди обычных людей есть дети змея — змеевичи, у которых под мышками растут крошечные крылышки. Змеевичи обладают сверхъестественной силой, унаследованной от змея. Змеевичам противостоят богатыри, зачатые непорочно, в результате какого-нибудь чудесного случая или встречи. В более поздние времена, с появле-нием христианства, все чаще победителем змея становится младенец-богатырь.

Эзотерические знания о едином Боге-Творце были открыты лишь узкому кругу посвященных — белых старцев, духовная сила которых была столь велика, что они наполня-ли своей духовностью весь славянский эгрегор, так что общее духовное состояние народа было довольно высоким, невзирая на присущие простолюдинам суеверия. Несмотря на незнание язычниками силы креста, а потому незнание абсолютных критериев святости, славяне (и старцы, и простолюдины) знали общее направление, владели определенными ключами к достижению святости. Таковыми ключами являлись девство, знание основных духовных законов, живая старческая традиция, духовные посвящения и т.д.

Однако, возвращаясь к вышесказанному, нужно всегда помнить, что если какой-нибудь дух не несет зла простому язычнику в конкретной ситуации, то он рассматривается им как “добрый” или “союзный”. Среди же наиболее духовных язычников, прошедших высшие ступени посвящения, различение духов идет по принципу “добра-зла”, “сочетанно-сти-несочетанности”, “со-родности-несородности” по отношению уже не к сиюминутным потребностям, а к национальному эгрегору (отеческой вере, славянской премуд-рости). Их духовная сила — вооруженность мощью национального эгрегора. Поэтому язычество неизбежно тяготеет к фундаментализму. Последний же присущ и современным монотеистическим религиям в той степени, в какой они допускают языческие категории (национальной культуры, государственности и т.п.). В свете всего сказанного должно предостеречь от абсолютизации язычества, хотя бы и славянского, поскольку оно лишено аб-солютного мерила — креста. Чрезмерное увлечение язычеством (“славянством”) незамет-но протаскивает в сознание и основные кате-гории язычества: “свой (славянский)—чужой” (немец), “добрый—злой”, взамен абсолютной высоты христианства, ознаменованной Кре-стом Христовым. Аскольд победил язычество силой креста, приняв смерть от руки язычни-ка. Аскольд не славянский (российский, укра-инский) национальный герой, а апостол Цар-ства Небесного. Поэтому акцент ставится здесь на кресте, а не на “славянстве”. Аскольд как язычник в совершенстве владел мечом, но победил крестом как христианин. Славяне, приняв Олега Вещего, приняли Варавву или Маккавея, защитника отеческой веры, с ме-чом в руках восставшего на чужеземную власть, и распяли Аскольда, явившего крест Христов. “Ибо Иудеи ищут чудес, и Еллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа Распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков” (1Кор.1:22-25).

Белые старцы, по-видимому, жили в киевской земле и унаследовали древние знания от предшествовавших славянам народов, культура которых восходит к древнейшим культурам Средиземноморья и Ирана. Согласно откровению, старец Мар имел восточный тип лица. Северные славянские племена испытали сильное влияние финно-угорских культов — более развитых и организованных, чем собственно славянские культы. Характерной особенностью финно-угорских культов было чрезвычайно развитое шаманство, наличие мощного класса волхвов-кудесников (чудесников). Рецидив язычества, произошедший при Олеге Вещем, не был восстанов-лением язычества полян, но навязыванием местному населению культов победителей — варягов, славен, чуди, веси, мери... Духовную власть захватили волхвы-кудесники, и вскоре вовсе вытеснили белых старцев, так что спустя несколько десятилетий от них не осталось никакого следа. А сами славянские верования стараниями Рюриковичей превратились в бестолковую помесь богов и поверий самых различных племен и народов, находившихся под их властью.

Белый цвет у древних славян — цвет смерти. Белые старцы — умершие для Рода. Белые старцы — представители иного мира, мира богов, противоположного земному миру. Святилища белых старцев находились далеко от жилищ, в священных рощах, и были общеплеменными. В поселениях были свои родовые святилища, где жрецами были старейшины рода. Во многих родах роль жрицы часто выполняла старейшая женщина, называемая в арабских хрониках "ангелом смерти". Соответственно, внутри рода царило родовое право, подразумевающее разное отношение к членам своего рода и чужакам. Меж-ду родовыми старейшинами (жрецами) и белыми старцами существовало сильное противостояние. Поскольку родовое право господствовало, то племенной союз был нестабильным — роды враждовали между собой, и это приводило к междоусобицам. Летописи сообщают нам, что между северными племенами славян (ильменские славене, кривичи) и финнов (весь, чудь, меря) не было согласия, и потому они пригласили Рюрика. В Киевской державе, где белые старцы были сильны, они служили объединяющей духовной силой державы. У них искал духовной опоры князь.

У нас нет оснований связывать белых старцев с легендарным племенем жрецов — брахманов, живших на территории современной Украины со скифских времен и владевших, по преданию, древними духовными знаниями. Как нет, впрочем, оснований утверждать обратное.

Необходимо отметить, что славянские народы в ІХ веке были ближе друг к другу, и чувство всеславянского единства еще было очень сильным. Расселение славян продолжа-лось не более трех четырех веков. Однако не менее сильным было влияние мировых очагов культур. В каждой местности, несмотря на смену различных народов, наблюдается и “преемственность культур”. Иными словами, различные народы, попадая в один и тот же регион, как бы воспринимали некий образ, хранящийся в этой земле. Например знамени-тый запорожский чуб (“оселедець”), носил и киевский князь Святослав Игоревич и, види-мо, его дружинники. Однако этот воинский знак возник не в славянские времена и принадлежал не славянской культуре, а гораздо более древней. Древние греки всю неэллинскую Северо-Восточную Европу называли Великой Фракией. Здесь примечательна строка в “Илиаде” Гомера: “Фракийцы с чубом на голове наставили длинные копья”. Если Киевская Русь была включена в так называемую Средиземноморско-Черноморскую культурную среду, то Ильменская Славия теснейшим образом была связана с Балтийско-Скандинавской культурой. Если первый ре-гион был колыбелью христианства, то последний стал в Х ХІІІ веках оплотом язычест-ва. Балтийские народы (жмудь, латыши, ли-товцы) последними из европейцев, если не считать поволжские народы, приняли христи-анство. В северных же областях России и По-волжье язычество просуществовало до XIX в. Совершенно логичным с точки зрения языче-ства было призвание ильменскими славенами варягов с берегов Балтики, когда византинизм (приоритет национальной греческой культуры над собственно христианством в греческом Православии) стал реально угрожать славянской национальной культуре.

Державное устройство восточнославянских земель

По свидетельству арабского историка Ал-Балхи (ок.850 930), у восточных славян в IX веке было три державных объединения: Киевская Русь (Куйаба), Славия и Арсания.

Киевская Русь. Ближайшая к волжскому Булгару — Куйаба, т.е. Куявия, Киевская Русь с центром в Киеве, правил которой “хакан” Каган — восточноевропейский титул, соответствующий королевскому в Западной Европе. Так, например, в 871 г. византийский император Василий, современник Аскольда, в письме к Людовику ІІ, принявшему титул им-ператора, применяет титул кагана, равный королевскому, по отношению к четырем наро-дам: аварам, хазарам, болгарам и руссам, или норманнам. Слово “каган” было воспринято в Восточной Европе через хазарских евреев и аваров . “Коган” по еврейски — “священник”. В течении двух столетий (VII VIII вв.) тюрко-хазары были одним из самых могущественных народов Европы. В изнурительной двухвековой борьбе с арабами они не раз терпели поражение, но в конце концов отбросили арабов за Кавказский хребет, остановив тем самым арабскую мировую экспансию и защитив всю Восточную Европу, и в первую очередь сла-вян. Это дало возможность Руси возрасти и подготовится к принятию христианства. Хри-стиане Кахетии, Грузии и Армении во время непрестанных арабских нашествий укрыва-лись в Хазарии. Долгое время (около столетия) славяне Киевской Руси платили дань хазарам и испытывали определенное ду-ховное влияние со стороны иудеев, занимавших в Хазарском каганате привилегированное положение. Наряду с иудеями и приверженцами старых языческих верований в Хазарии было очень много христиан и мусульман. А византийские императоры Юстиниан ІІ и Константин V бы-ли даже женаты на хазарских принцессах. Отношения между Византией и Хазарией были очень тесными и даже союзническими, на-пример, византийские инженеры строили хазарам каменные крепости и оборонительные сооружения. В середине VIII века в Хазарии насчитывалось восемь епископий. Влияние христианства непрерывно росло. Однако, наиболее влиятельной партией в хазарском каганате все же были хазарские евреи. Араб-ские авторы, в отличие от византийских, подчеркивают существенное отличие хазарского титула кагана от соответствующих западноевропейских и арабских титулов. Так, хазар-ский каган, начиная с VI века, не правил державой единолично, но всегда имел соправителя, которого арабы именовали “халифом”. Единственным преимуществом кагана было то, что его имя называлось первым. Каган, скорее, символизировал первосвященническое и царское начало. Рычагов государственной власти (в современном их понимании) у него практически не было. Такую власть осуществлял соправитель кагана. У разных народов в разные эпохи титул кагана имел и различный мистический и государственный смысл. В Киевской державе времен Аскольда высочайшая мистика иудейской теократии удивительнейшим образом переплеталась со славянской мистикой — теократия эпохи из-раильских судей как бы получила новое рож-дение, новое дыхание.

Помимо племенного союза полян, или руссов, в державу Аскольда вошли ранее под-властные хазарскому каганату дреговичи, древляне и юго западные племена племенного союза северян, а также город Чернигов, находившийся на границе полянской и северской земель. Все эти племена связывало родство, поскольку, согласно археологическим данным, они представляли собой распавшийся в VI веке племенной союз дулебов, части которого к IX веку расселились на обширной территории, образовав несколько племенных союзов: бужане (позже назвавшиеся волынянами), древляне, дреговичи, поляне и северяне. История склавинского племени дулебов воспринималась в Киевской Руси, как собственная древняя история, поэтому летопись с таким пристрастием и описывает аварский гнет и последующую гибель ненавистных аваров — “погибоша аки обри“.

Название “Русь” полянам досталось от какого то неславянского племени, жившего ранее на Днепре до прихода полян, либо при-шедшего в Поднепровье, когда здесь уже жили поляне, либо пришедшего к берегам Днепра вместе со славянами. Древнерусские летописи говорят о том, что руссы (в европейских хрониках часто называемые ругами или рогами) пришли из Норика (Ругиланда), находящегося на территории современной Австрии. Память об этом была еще жива во времена Аскольда, и даже век спустя. Например, Константин Баг-рянородный (середина Х века) в книге “об управлении государством” приводит названия днепровских порогов по-русски и по-славянски. Так, порог, известный во времена запорожцев как “Вільний”, в середине Х века, согласно Константину Багрянородному, назывался по-русски “Варуфорос”, а по-славянски - “Вульнипраг”, а самый страшный днепровский порог “Ненаситецький”, или “Неяситецький”, - по-русски - “Аифор”, по-славянски - “Неясыть”.

Славия — самое отдаленное от Булгара державное объединение ильменских славен, с центром в Новгороде, в которое входили и не-славянские племена: чудь, весь, меря, имевшие свои княжения и грады. Именно в Сла-вию был приглашен на княжение варяжский князь Рюрик.

Арсания. Третье, и самое маленькое державное объединение славян — Арсания, с центром в городе Арс, локализуется в При-азовье, где позднее возникло русское княже-ство Тьмутаракань. Арсанию киевские князья рассматривали как свои племенные земли, на-селенные не просто славянами, а именно руссами, как себя сами называли поляне.

Вятичи, радимичи и значительная часть северян еще в VIII веке были захвачены Хазарией, и лишь в 882 году покорены Оле-гом.

Кривичи жили между Славией и Киевской Русью, и до 872 года сохраняли независимость. Принимали участие в призвании Рюрика.

Хорваты, уличи и тиверцы — остатки распавшегося в VIII веке державного объеди-нения хорватов в Прикарпатье, известного нам по арабским источникам как Джарваб (Хорват). После распада хорватской державы часть хорватов ушла на Запад. Часть расселилась по Днестру и назвалась тиверцами — славянская огласовка древнего названия Днестра — Тира. Этногенез уличей сегодня еще не установлен. Существуют две версии про-исхождения: хорватская и полянская. Населе-ние, жившее в Прикарпатье в IX-X веках, про-должало именоваться в летописных источни-ках хорватами белыми.

Варяги (иначе варины, вэринги) жили на юго-восточном побережье Балтики. Германские авторы Х-ХІ вв. считали их славяна-ми, хотя ассимиляция их славянами едва только завершалась. В ранних источниках это племя рассматривается как ветвь вандалов. Их язык был изначально чужд германскому, потому германцы их и не отличали от славян и не заметили их ассимиляции. Существовало на Балтике и племя ругов (рутенов), возможно, родственное варинам, а возможно — свеям. И славяне, и германцы их постоянно смешивали: славяне называли варягами и балтийских ругов-рутенов, а германцы область Вагрии в ХІІ-ХІІІ веке часто именуют Руссией. Наступление франков на Балтику заставляло варягов искать новые земли. Уже в VIII веке во Франции появляется “Варангвилл” (Варяжский город), и Карл Великий жалует варягам особую “Правду англов и варинов” (свод законов, подобный “Русской Правде”), в 915 году в Англии возникает город Вэрингвик (варяжская бухта). На севере Скандинавии до сих пор сохранилось название “Варангерфьорд” — Варяжский залив. С VIII-IX века имена Варин или Вэринг широко распространяются по всей территории Северной Европы, что свидетельствует о рассеянии отдельных групп варягов в иноязычной среде. Одним из основных направлений их переселения стало восточное побережье Балтики, по берегам рек и озер, на великом торговом пути из Прибалтики в Волжскую Булгарию. Именно здесь обнаруживаются самые ранние клады арабских монет. Это был основной путь арабского золота (дирхемов) в Северную Европу. В этом продвижении на восток варяги и подверглись тотальной ассимиляции славянами. Им, видимо, и принадлежит основание Новгорода в 864 году. Во второй половине ІХ века варяги, наряду со славенами, появляются в Белоозере — стольном граде весского княжества, а также в некоторых славянских землях. Ильменские славене вначале прогнали варягов из своей земли, но через несколько лет пригласили варяжского князя Рюрика на княжение, поскольку его матерью, согласно легенде, была славенская княжна. Скандинавы (свеи) появляются здесь только в конце Х века. В Новгороде лишь с XIII века стали путать варягов и шведов. Скандинавские саги не знают никого из русских князей ранее Владимира.

От варягов руссов и возникла северная гипотеза возникновения Руси. Впрочем, Русь — самоназвание господствующего племени — могло закрепиться не раньше, чем варяги окончательно утвердились в землях ильменских славен. Иначе говоря, название Русь не могло появиться на севере ранее призвания Рюрика. К этому времени держава полян называлась Русью уже не одно столетие. Северные и южные руссы вполне осознавали свое родство и по русской, и по славянской линии. Однако уже тогда северный (балтийско-финно-угорский) и южный (черноморско-средиземноморский) архетипы разделяли их, и соответствующие партии (киевская и новго-родская) вели непримиримую борьбу, перетекшую затем в противостояние северных и южных княжеств, Великороссии и Малорос-сии, России и Украины. На сегодня представляется совершенно очевидным исторический факт: балтийские варяго-руссы появились в Киеве лишь в составе дружины Олега Вещего, то есть на несколько столетий позже ругов-руссов из Норика-Ругиланда.

Остается лишь добавить, что к XI-XII сложились две большие группы варягов: англо-варяги и руссо-варяги.

Черные угры, или мадьяры, в первой половине ІХ века создали державное объеди-нение в бассейне Дона, называемое Леведией. Держава угров крепла, и уже начинала соперничать с самыми могущественными соседними царствами — Аланией и Хазарией. Но набеги печенегов стали невыносимы, и народ оставил родную землю и побежал на запад.

руян
     3 ноября 2005 (02:30)

откуда цитата?


Добавить сообщение в тему

Только для зарегистрированных пользователей!  Зарегистрироваться?
Внимание! Информация по просьбе участников форума из сообщений не удаляется.

имя (псевдоним)
пароль
 
    Описание значков форматирования
новое сообщение







загрузка карты
  Разрешена загрузка файлов до 1Мб и типов .jpg, .gif или .png!

   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!


Пояснения


Новое на Джокере