Форум на ОКУЛУС

Тема 12696, сообщений: 9

Автор Сообщение
Теплый дождь
консультирую,
астро-рунолог
     5 марта 2008 (16:29)

Доброго дня!

Вчера,пока ехала на занятия,глядя на зеленую пустыню с маленькими красными головками маков,-у меня родилась эта романтическая Юпитерианская тема..

http://www.youtube.com/watch?v=QzaWdke0owA

" Что такое... Cтранник? Странный человек...

не похожий на других...

М.Горький. "На дне"

Жил-был Cтранник. Человек как человек: с открытым, немного грустным

взглядом, тихим голосом и умными пальцами музыканта. Собеседнику часто

приходилось переспрашивать его в разговору потому что голос его и рассказ

будто уходили в себя.

Он побывал во всех уголках Земли, во всех странах и городах, дышал

мягким ароматом лугов и злой взрывчатой гарью вулканов, ходил по нежному

песку Сахары и колючему цепкому снегу Антарктиды. Все знали его, все

говорили, увидев его:

- Вот идет Cтранник.

А потом он исчез. Ни на кораблях, ни в поселках не слышно было его

тихого смеха, его неспешного рассказа. Кто-то видел его, кто-то говорил с

ним, кто-то поведал миру:

- Знаете, - сказал кто-то, - странник ушел к звездам. Так и ушел - в

стоптанных ботинках. "Смысл жизни человека в том, чтобы быть всем и

везде", - так сказал странник кому-то и добавил: "Земля это не все, и я

ухожу".

Кто-то не понял его, спросил удивленно:

- Вы участник экспедиции? Летите на Марс строить оранжереи? Нет?

Тогда на Плутон - взрывать горы? Тоже нет? Значит, в звездную?

- Нет, нет и нет. Я ухожу пешком. Дойду до Веги по белой мгле

Млечного Пути, наберу горсть воды из марсианского озера Сциллы, увижу

грозы на планете звезды Альфарх, услышу тихий шелест аммиачной реки на

Плутоне. Я смогу все, потому что умею мечтать, и нет звездолета мощнее.

И странник ушел к звездам - по лунной дорожке, на которой до сих пор

видны отпечатки его следов. Выйдите ночью на берег, вглядитесь, и вы

увидите.

http://lib.ru/AMNUEL/wanderer.txt

Тема Странствий,Странников,Странниц...,

Она связана,конечно,с Юпитером..,планетой мудрости, странствий,накопления философских знаний,обращения к Вере, к Богу..,поиска смысла жизни..

Странники,-у поэтов -все разные,описания-у каждого свое..

Вот,например,Странник у А.С. Пушкина:

Однажды странствуя среди долины дикой,

Незапно был объят я скорбию великой

И тяжким бременем подавлен и согбен,

Как тот, кто на суде в убийстве уличен.

Потупя голову, в тоске ломая руки,

Я в воплях изливал души пронзенной муки

И горько повторял, метаясь как больной:

"Что делать буду я? Что станется со мной?"

II

И так я сетуя в свой дом пришел обратно.

Уныние мое всем было непонятно.

При детях и жене сначала я был тих

И мысли мрачные хотел таить от них;

Но скорбь час от часу меня стесняла боле;

И сердце наконец раскрыл я по неволе.

"О горе, горе нам! Вы, дети, ты жена!-

Сказал я,- ведайте: моя душа полна

Тоской и ужасом, мучительное бремя

Тягчит меня. Идет! уж близко, близко время:

Наш город пламени и ветрам обречен;

Он в угли и золу вдруг будет обращен,

И мы погибнем все, коль не успеем вскоре

Обресть убежище; а где? о горе, горе!"

III

Мои домашние в смущение пришли

И здравый ум во мне расстроенным почли.

Но думали, что ночь и сна покой целебный

Охолодят во мне болезни жар враждебный.

Я лег, но во всю ночь всё плакал и вздыхал

И ни на миг очей тяжелых не смыкал.

Поутру я один сидел, оставя ложе.

Они пришли ко мне; на их вопрос, я то же,

Что прежде, говорил. Тут ближние мои,

Не доверяя мне, за должное почли

Прибегнуть к строгости. Они с ожесточеньем

Меня на правый путь и бранью и презреньем

Старались обратить. Но я, не внемля им,

Всё плакал и вздыхал, унынием тесним.

И наконец, они от крика утомились

И от меня, махнув рукою, отступились

Как от безумного, чья речь и дикий плач

Докучны, и кому суровый нужен врач.

IV

Пошел я вновь бродить - уныньем изнывая

И взоры вкруг себя со страхом обращая,

Как узник, из тюрьмы замысливший побег,

Иль путник, до дождя спешащий на ночлег,

Духовный труженик - влача свою веригу,

Я встретил юношу, читающего книгу.

Он тихо поднял взор - и вопросил меня,

О чем, бродя один, так горько плачу я?

И я в ответ ему: "Познай мой жребий злобный:

Я осужден на смерть и позван в суд загробный -

И вот о чем крушусь: к суду я не готов,

И смерть меня страшит."

- "Коль жребий твой таков,-

Он возразил,- и ты так жалок в самом деле,

Чего ж ты ждешь? зачем не убежишь отселе?"

И я: "Куда ж бежать? какой мне выбрать путь?"

Тогда: "Не видишь ли, скажи, чего-нибудь"-

Сказал мне юноша, даль указуя перстом.

Я оком стал глядеть болезненно-отверстым,

Как от бельма врачом избавленный слепец.

"Я вижу некий свет",- сказал я наконец.

"Иди ж,- он продолжал:- держись сего ты света;

Пусть будет он тебе единственная мета,

Пока ты тесных врат спасенья не достиг,

Ступай!"- И я бежать пустился в тот же миг.

V

Побег мой произвел в семье моей тревогу,

И дети и жена кричали мне с порогу,

Чтоб воротился я скорее. Крики их

На площадь привлекли приятелей моих;

Один бранил меня, другой моей супруге

Советы подавал, иной жалел о друге,

Кто поносил меня, кто на смех подымал,

Кто силой воротить соседям предлагал;

Иные уж за мной гнались; но я тем боле

Спешил перебежать городовое поле,

Дабы скорей узреть - оставя те места,

Спасенья верный путь и тесные врата."

У Пушкина-Странник не найдя себя,идет к Cвету,не смотря на запреты,увещевания,уговоры и даже проклятия..

В "Астрологии Творчества" Семиры и Веташ говорится о Пушкине:"Гороскоп Пушкина — уникальный по силе связки поэта и стилиста: Марс-Луна-Венера-Сатурн-Веста в лирическом знаке Рака (все соединение в 5 градусах) в гармонии к Меркурию, Урану и Нептуну, что и обусловило создание целого поэтического языка. А размах его творчества и широта тематики — Солнце в соединении с Юпитером "

Думаю,что знак Рака, (Луна)-заставляет Пушкина страдать,а вот в скитания его обращает Юпитер..

У Михаила Лермонтова есть тоже знаменитое стихотворение,обращенное к странствиям,философии,поиску смысла жизни:

"Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел"

http://www.youtube.com/watch?v=DcNMQIT-FCo

"Астрология творчества"

Семира и Веташ:

"Мрачные размышления Лермонтова — Луна и Меркурий в Скорпионе, и фатализм добавляет квадрат Сатурна с Психеей к Солнцу, заставляющий чувствовать и фиксировать вехи своей судьбы и сделавший Лермонтова также и писателем. Вера в рок и тема смерти отражена в соединении Солнца с Фидес (вера), Фемидой и Орком (бог смерти), Клото-Девота (преданность предначертанию) и на Восходящем узле Дике и Фидуция (указующий перст и справедливый суд судьбы).

Тему свободы и покоя обозначают Кредо на Уране (свобода), Либератрикс-Либитина (освобождение смерти), Бахус-Гипнос (сон: "я б хотел забыться и заснуть...") и Ностальгия рядом с Нептуном (покой). Печаль и загадочность стихов также выражают Эврика-Меланхолия, Хэврика-Сфинкс-Иппокрена, Химера на Юпитере и Апатия-Парадиз. Образ демона иллюстрирует Люцифер на Солнце и Асмодей-Элефтерия (свобода); там же Пятигория. Аполлон-Дионис, Имаго-Ата и Гелиос-Никта (солнце в ночи) характеризуют поэта, по словам Флоренского, как представителя темного, дионисийского начала в русской поэзии, в отличие от светлого пушкинского. Тему роковой любви и страдания отражают связка Марс-Венера с Монахией и Иксион на Плутоне (вечные муки страсти) против Юноны с Веритас (истинная связь). Тамара и Белла в сочетании с Имаго рисует образы наиболее запоминающихся героинь.

Образ гордого и одинокого поэта символизируют Гонория-Фама, Талант-Зависть и Скептик рядом с Меркурием ("печально я гляжу на наше поколение"). Его роль пророка символизирует тригон Юпитера в секстиле с Ураном — к Сатурну в секстиле с Плутоном, а также вещунья-Манто на Меркурии, Карьера-Пифия и Философия-Россия."

У Федора Тетчева мы находим то же стихотворение "Странник":

"Угоден Зевсу бедный странник,

Над ним святой его покров!..

Домашних очагов изгнанник,

Он гостем стал благих богов!..

Сей дивный мир, их рук созданье,

С разнообразием своим,

Лежит, развитый перед ним

В утеху, пользу, назиданье...

Чрез веси, грады и поля,

Светлея, стелется дорога,-

Ему отверста вся земля,

Он видит все и славит бога!.."

И опять,-неудовлетворенность оседлой жизнью- "домашних очагов изгнанник" ,поиски нового,обращение к мифологии(-Зевс-Юпитер..),прославление И упование на Всевышнего..

В "Астрологии творчества" Семиры и Веташ:

"Тютчева можно назвать классическим поэтом, у которого романтизм сочетается с правильностью литературной формы, что подтверждает секстиль Меркурия к Сатурну и астероиды вдохновения: связки Фама-Касталия и Грация-Карьера (творческая известность и профессия в сфере изящных искусств), Тютчев-Дионис, Фантазия-Бахус и Иппокрена-Эврика. Соединение Меркурия с Прометеем и Флорой говорит как об идейных мотивах творчества, так и о воспевании природы, чему способствует Венера (где стоит Висдом=мудрость) в гармонии к Юпитеру. Психея на Солнце и Ата-Сочувствие: сильный отклик души на все окружающие явления — делает поэта выразителем национального духа: что символизируют связки Муза-Патрия (родина) и Россия-Минерва ("Умом Россию не понять...").

Идейность подтверждает секстиль Солнце-Марса к Урану, Принципия на Плутоне, Фидес(вера) на Восходящем узле, Гермес-Алетея (истина), Свобода и Дике(справедливость) на Палладе, Совесть-Фемида в сочетании с Гиларитас и Гаудиум (малые планеты радости): как призыв к борьбе, звучащий в стихах (его выражает и квадрат Солнца-Марса к Плутону). Но идея неотделима от любви, на что указывают сочетания Купидон-Элефтерия (свобода)-Элпис (надежда), Амур-Пейто (эмоциональная убедительность), Антэрот (отклик любви) на Марсе и Парадиз на Хироне (взаимопонимание).

Философичность стихов Тютчева раскрывает Юнона-Философия, Утопия-Этернитас (вечность) и Химера на Нептуне. Таинственность иллюстрирует также Веста-Сфинкс, Имаго-Пифия (пророческие образы), Миса-Иппокрена (мистическое вдохновение) и Силенциум на Церере (молчание рационального: стихотворение "Силенциум"). Лирическую грусть дают напряженные аспекты Луны к Марсу и Плутону

Если мы поищем примеры в классической музыке,то ,тоже их найдем.

Вот пример Шубертовского Странника

В 1923 году Шуберт пишет вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" на стихи В.Мюллера

Основная тема-это любовь..В цикле есть герой (мельник), эпизодический герой (охотник), основная роль(ручей). В зависимости от состояния героя ручей журчит то радостно, живо, то бурно, выражая боль мельника.Первая и последняя песня-идут от имени Ручья..

Герой ,путешествуя,накапливает жизненный опыт,влюбляется,страдает..

Вот здесь можно прослушать романс "В путь" из вокального цикла "Прекрасная мельничиха"

http://music.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12747

(Это первая песня в перечне..)

У Семиры и Веташ находим:

"Талант Шуберта определяет тригон Венеры (в связке с Вестой и Орфеем) к Урану, в секстилях к Нептуну. Солнце имеет гармоничный аспект к Венере, но квадрат к Нептуну, что выделяет песенное творчество как наиболее бесспорное, по сравнению с симфоническим и крупномасштабным. Квадрат Солнца к Нептуну (где стоит Пандора) и оппозиция Урана к Юпитеру (хотя и в соединении с Луной) также указывают на тернистый путь композитора, всю жизнь боровшегося с нуждой. Достижения в сфере песенного творчества подчеркивает Сатурн в тригонах к соединению Эрато с Музой и связке Эврики и Поэзии (поэзия как область вдохновения и открытий), Кантор (певец) в связке с Афиной и Палладой, а также положение Купидона и Лакримозы (любовное желание и плач) на Восходящем узле. Там же Пасасимфония в связке с Флагсимфонией указывает на симфоническое творчество как показатель наиболее далекой перспективы — хотя композитор прожил всего 31 год (подрыву сил несомненно способствовала дисгармония гороскопа) и при жизни не услышал ни одной из своих симфоний."

И у современных авторов-есть тоже Странники,по-моему,очень талантливые.

Вот,например,стихи Наталии Белостоцкой:

"Осилил Странник путь свой налегке,

Но камни слов пронзали душу больно:

Над ним смеялся люд невдалеке,

А он терпел. И Бог сказал: «Довольно!

Путь к совершенству на земле тернист.

Возьми перо и с чувством осознанья

Пиши, чтоб плакал белоснежный лист,

Словами отражая боль страданья.

Мой Странник, не держи на сердце зла

И ощути своё преображенье».

«Поэт во мне сгорел, мой Бог, дотла

От сплетен, травли, боли, униженья.

А я летал как Ангел над землёй,

Ты веришь, Бог?». «Я видел это чудо,

Я помогал тебе. Пойдём со мной,

Пойми, поэт, они – всего лишь люди».

http://www.stihi.ru/poems/2006/06/19-1656.html

или

Оливер Лантер

http://www.proza.ru/texts/2004/11/27-06.html

Сейчас и здесь. Везде, всегда.

В чем разница? иль только мнится?

Из ниоткуда в никуда

И отовсюду навсегда

Уйти твой скорбный дух стремится.

Но отчего так скорбен он?

В сетях забытых воплощений

Каким грехом обременен?

Кем обвинен и проклят он?

За что так жаждет он прощенья?

Не знаешь? Мужество, увы,

Не твой конек, дитя от века.

Сто раз отвергли бога вы,

Но вновь и вновь в конце борьбы

Бог прибирает человека.

Жизнь тяжела, а разум слаб,

Но пожалеет нас Создатель.

И славит господина раб,

Из Демиурга цепких лап

Тебе не вырваться, приятель.

Вот знающих крылатый дух,

Прорвав гемармен, ввысь взметнулся.

Но бог тот холоден и сух.

Что ему рой жужжащих мух?

Ты снова, странник, обманулся.

Где он, суровый тот ответ:

В чем цель и смысл существованья?

Проклятья – нет, спасенья – нет,

А есть лишь бесконечный бред –

Бред вечной радости скитанья.

http://www.youtube.com/watch?v=BQ1ZZojEgBg


Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Теплый дождь
консультирую,
астро-рунолог
     6 марта 2008 (16:31)

Странники в живописи:

Константин Канский "Добрые странники"

http://www.kansky-art.com/ru/1024.php?type=oils...rims&imgno=9

Михаил Васильевич Нестеров "Путник"

http://art-nesterov.ru/painting/42.php

Перов В.Г. Приём странника

http://www.agniphoto.com/viewrepr.asp?id=9010

Николай Рерих

"Странник светлого града"

http://www.agniart.ru/rus/item-36690~Fine-art-p...art-print-B2

Каспар Фридрих

"Странник над туманным морем"

http://bibliotekar.ru/k-Friedrich/2.htm


Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Astro-Belka
     6 марта 2008 (20:21)

Какая же Вы всё-таки НЕОБЫКНОВЕННАЯ ЖЕНЩНА,

Волшебная флейта!

Теплый дождь
консультирую,
астро-рунолог
     6 марта 2008 (22:22)

Все ,как у всех.Ничего интересного,Belka..


Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Теплый дождь
консультирую,
астро-рунолог
     6 марта 2008 (22:34)

Одна из интереснейших фигур ,среди странников

http://www.peoples.ru/art/painter/nikolay_rerik...history.html

-это Николай Рерих

"Н. Рериха я считаю одним из самых интересных и даже экзотичных деятелей двадцатого века. Оставляя в стороне достоинства его картин, скажу, что Н. Рерих был, прежде всего, так называемым "эзотериком". И, между прочим, считал, что в своих прошлых воплощених был Леонардо да Винчи, Державиным, Далай-Ламой Пятым.

Так же как и его супруга, Н. Рерих был продолжателем дела люциферианки и буддо-каббалистки Е. П. Блаватской. Но, оттолкнувшись от трудов своей предшественницы, Рерихи создали своё, оригинальное учение - "Живую этику" (позднее названную "Агни Йогой"). При этом они утверждали, что их учение явилось результатом контактов с таинственными учителями человечества - "махатмами" из легендарной Шамбалы.

Общественная деятельность Николая Рериха выражалась в основном в том, что он, в той или иной форме, пропагандировал своё учение, надеясь, что оно может стать чем-то вроде новой универсальной мировой религии. Особенно он и его супруга уповали на Россию, где пришедшие к власти коммунисты стали активно уничтожать Православную церковь, строя совершенно невиданное государство. В этой связи, привезенное Рерихом в Москву письмо "махатм" вождям Советского Союза, где "махатмы" восторгаются деятельностью кровавых коммунистических вождей, а Ленина называют "махатмой", было первоклассным пиар-ходом.

Некоторые рериховские притязания вообще меня привели в восторг. Этот человек объявил себя "западным Далай-Ламой" и даже позировал в соответствующем облачении. По-видимому, всерьез рассчитывал с помощью ЧК (с чекистами он тесно сотрудничал в 20-х годах) воссесть на тибетский престол. А когда его не пустили в Лхасу (столицу Тибета), писал от имени сообщества "западных буддистов" (более напоминающих "вольных каменщиков"), грозные послания Далай-Ламе.

Но, увы, такая уж карма, не суждено было Н. Рериху стать правителем Тибета, "Агни Йога" не пришла в Советской России на смену Православию, не получилось сделать её и чем-то вроде универсальной мировой религии. Зато большой резонанс во всём мире имел "Пакт Рериха". А также, именно благодаря инициативе Рериха на однодолларовой банкноте красуется теперь медальон с изображением усеченной пирамиды с глазом - известным масонским символом "строителя вселенной" (рисунок выполнил русский художник-эмигрант Сергей Макроновский). Зато существуют музеи Рериха, а его книгами почитают за честь пичкать своё воспаленное сознание всевозможные "шизотерические" искатели...

Скончался Н. Рерих в 13 декабря 1947 г. Нагар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия. В Москве, на территории музея Н. К. Рериха, слева от входа в особняк, находится мемориал Рерихов (авторы мемориала скульпторы С.В.Манцерев и В.Ю.Кузнецова, архитектор – И.Р. Красавцева). В эту скульптурную композицию вмурованы капсулы с частью праха Николая и Елены Рерих. Вторая часть праха Н. Рериха захоронена в Индии

В поисках Шамбалы

Посевы

Николай Рерих стал первым в семье, кто предпринял попытку оправдать многообещающую фамилию: она — скандинавского происхождения — в переводе означает «богатый славой». Отец Николая, Константин Федорович Рерих, принадлежал к шведскому роду, жившему на территории сегодняшней Латвии. Он служил в Петербурге нотариусом окружного суда и отнюдь не был простым обывателем: член Императорского Вольного экономического общества, он стыдился крепостного положения русского крестьянства и принимал участие в подготовке реформы по их освобождению. Так что нескрываемый общественный темперамент, правда, совсем иной направленности, Николай Рерих, по всей видимости, унаследовал от отца. Мать Николая — Мария Васильевна Коркунова-Калашникова принадлежала к купеческому сословию.

Свое первое образование Николай Рерих получил в частной гимназии Карла Мая, заведении, знаменитом тем, что к ученикам в нем относились как к равным. Есть свидетельства тому, что уже в 7 лет его нельзя было оторвать от бумаги и красок, и сочинять — в смысле писательствовать — он тоже начал ребенком. Его рассказы «Месть Ольги за смерть Игоря», «Поход Игоря» печатались в журналах «Природа и охота», «Русский охотник». Имелось у Николая и особенное хобби: археологические раскопки. К ним мальчика приохотил археолог Лев Ивановский, часто гостивший в имении Рерихов — Изваре. В окрестностях Извары имелось множество курганов, и 14-летний Коля собственноручно раскопал несколько серебряных и золотых монет X—XI веков. Отец настаивал на том, чтобы Николай, как самый способный из троих сыновей, продолжал семейное дело и наследовал нотариальную контору, сам же Рерих мечтал сделаться художником. То, как молодой человек разрешил этот спор, выявляет очень важную черту его характера: умение договориться и найти компромисс. В 1893 году Рерих стал студентом императорской Академии художеств и одновременно поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Нагрузка на него свалилась колоссальная, но он оказался сущей рабочей лошадью: был вынослив, силен, неутомим. С утра писал в мастерской Архипа Ивановича Куинджи, потом бежал на лекции в университет, по вечерам занимался самообразованием. Неугомонному Рериху принадлежала идея организовать среди друзей кружок самообразования, где молодые люди изучали славянское и древнерусское искусство, западную философию, античную литературу, поэзию, историю, религоведение. Уже студентом Рерих имел масштабные планы — изучить историю и религию персов и изложить все это в научном труде.

Впрочем, не стоит представлять себе молодого Рериха ученым сухарем. Он был честолюбив, экспрессивен и обидчив. Эмоциональные записи в дневнике вполне отражают это: «Этюд окончательно испортил. Ничего нужного из него не выйдет. …Ой, удалят, чую, удалят! Какими глазами на меня знакомые посмотрят. Господи, не допусти этого позора!»

Позора, как известно, не случилось. Напротив: художник Рерих совершил стремительно быстрый взлет. Он не только успешно закончил Академию художеств, но и был замечен мастерами: на дипломной выставке сам П.М. Третьяков выбрал картину Рериха «Гонец» для своего музея. Рерих писал много, и его картинам везло: их действительно замечали, они постоянно выставлялись и в Академии художеств, и в «Мире искусства», и в «Союзе Русских художников», а потом — за границей. С 1904 по 1908 год на Миланской международной выставке его удостоили почетным дипломом, потом избрали членом Национальной академии в Реймсе и членом Осеннего салона в Париже. «Княжья охота», «Поход Владимира на Корсунь», «Древняя жизнь», «Заповедные места»… Список его ранних работ огромен. «Молодой да ранний», — шипели завистники вслед Рериху. Многие считали его плохим художником, зато знатным карьеристом. Как бы там ни было, но в 30 лет Рериха назначили директором школы Общества поощрения художеств, а в 1909 году возвели в действительные члены императорской Академии художеств, и он стал подписывать свои письма «академик Рерих».

Главная встреча

Невзрачно одетый молодой человек в видавшей виды куртке, самой заурядной фуражке и высоких охотничьих сапогах скромно сидел в уголке гостиной новгородского имения Павла Путятина. Хозяина не оказалось дома, и Рерих его дожидался. Племянница Путятина, юная красавица Елена Шапошникова, пригласила юношу к столу. Весь вечер он не мог оторвать от нее восторженного взгляда, хотя и старался это скрыть. Впрочем, Елена привыкла к тому, что ее красота ошеломляла. Высокого роста, с черными миндалевидными глазами и пышными светло-каштановыми волосами, Елена притягивала необыкновенной женственностью и мягкостью, сквозящей во всем ее облике — в выражении глаз, голосе, улыбке. Елена Ивановна была дочерью известного петербургского архитектора, а также двоюродной правнучкой русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Как и у Рериха, у нее имелись скандинавские корни. Прадед Елены Ивановны служил бургомистром Риги и в свое время преподнес оказавшемуся в городе Петру Великому шапку Мономаха. Император остался доволен и предложил дарителю русское подданство и новую фамилию — Шапошников, с намеком на дар.

С самой первой встречи Рерих угадал нечто существенное в Елене Ивановне, нечто столь же существенное угадала в нем и она. Как писала Елена Ивановна, «любовь взаимная решила все». Впрочем, родственники Шапошниковой были против их союза: Рерих казался им недостаточно родовитым. Однако Елена с ранней юности решила для себя, что непременно выйдет за человека со значительным дарованием — музыканта, художника, писателя. Многим женихам, в том числе и с большим состоянием, она уже успела отказать, чем привела родственников в полнейшее недоумение.

В своих дневниках Елена Ивановна пишет, что накануне официального предложения от Рериха она видела два вещих сна, в которых покойный отец входил к ней в комнату и говорил: «Ляля, выходи за Рериха». Молодые обвенчались 28 октября 1901 года в церкви Академии художеств.

Рерих с самого начала предъявлял большие требования к их союзу и надеялся обрести в Елене, которую называл еще и Другиней, не просто традиционную жену, а помощницу во всем. Собственно, со встречи с ней и началась подлинная история «тайного Рериха».

Ориентация — Восток

Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. В этом смысле он даже не был оригинален: не шел вразрез со своим временем, не опережал его, а, напротив, вполне соответствовал его духу. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. В 1890—1891 годах наследник престола, будущий император Николай II, в сопровождении востоковеда князя Э.Э. Ухтомского посетил многие города Индии и привез оттуда огромную коллекцию предметов буддийского культа. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. У 19-летнего Николая Рериха захватывало дух от статуэток будд, маленьких изображений ступ, четок; нетерпеливыми пальцами он перелистывал огромный красочный каталог, описывающий все представленные предметы. От них веяло тайной.

Помимо всего прочего, в начале века России удалось непосредственно познакомиться с индийской философией. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «БхагаватГита». Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского.

К 1914 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII — Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще.

Его крайне интересовал вопрос общих корней России и Азии. Он подозревал общность между Россией и Азией во всем: в искусстве, верованиях, складе души. Еще в 1895 году Рерих писал в дневнике: «Мне весьма любопытно, было ли на русское искусство два влияния — византийское и западное или было еще и непосредственно восточное? Кое-где нахожу смутные указания на это». На эту связь указывали уже многие, вспомнить хотя бы славянофилов, особенно подчеркивающих восточный характер Российской империи, — Киреевского, Аксакова, Леонтьева.

Помимо восточной философии Россия вслед за Западом повально увлекалась оккультизмом. Рерих и в этом не стал исключением. А к русскому двору в то время буквально приклеился французский герметик и маг доктор Папюс, организовавший в Петербурге ложу «Креста и звезды». В нее вошли, как ни странно, Николай II с супругой, вдовствующая императрица Мария Федоровна, великие князья и множество других высокопоставленных сановников. В среде художников оккультизм и спиритические сеансы тоже стали весьма популярным времяпрепровождением. Рерихи были особенными энтузиастами: в их квартире на Галерной для участия в знаменитых «столоверчениях» часто собирались друзья — Бенуа, Грабарь, Дягилев, фон Траубенберг.

Однажды у Рерихов «выступал» знаменитый медиум Янек, приглашенный в северную столицу императорской четой. Между прочим, спиритических сеансов не чурались и многие ученые, частым гостем Рерихов стал психиатр Бехтерев, изучавший гипноз. Именно Бехтерев одним из первых заметил медиумические способности Елены Рерих. И все же в этом увлечении Рерихи отличались от всех остальных: они видели в оккультизме не просто модное времяпрепровождение и экстравагантное средство развеять скуку. Когда кто-нибудь из друзей, например художники Грабарь или Бенуа, позволяли себе пренебрежительно высказываться «о вызове духов», обычно сдержанный Рерих шел пятнами от возмущения.

— Это серьезный духовный феномен, тут необходимо разобраться, — хмуря брови, говорил он. «Разобраться» было его любимое слово. Друзья прятали улыбку. Между тем около 1909 года случилось некое событие, определившее дальнейшую жизнь семьи Рерихов: по словам Елены Ивановны, ее посетило видение, — очнувшись ото сна, она увидела высокую фигуру человека с необыкновенно красивым, сияющим лицом и решила, что это была первая мистическая встреча с Учителем.

Можно по-разному относиться к этим свидетельствам: для рационалистов это вне обсуждения. Однако известно, например, что Джордано Бруно был мистиком, Ньютон — прежде всего алхимиком, а потом уже физиком, а Эйнштейн — глубоко верующим человеком. И подобных примеров много. Что же касается Рериха, то он, по всей видимости, действительно не сомневался в том, что все его действия, его культурная и исследовательская деятельность подчинены некоему Высшему служению.

Помехи на пути

Рерихи знали: их путь лежит на Восток. Их судьба — Азия. Там они надеялись найти ответы на свои сокровенные вопросы, из тех, что зовутся «вечными». Там Рерих должен был «воочию встретиться с учителями», там ему предстояло подтвердить свои догадки о культурных и духовных связях России и Востока. Но путь в края, где для Рериха скрывалась истина, оказался нелегким. Первой преградой на дороге стала История…

Грянувшая Февральская революция застала Рерихов в Карелии в арендованном деревянном доме в Сердоболе, стоящем посреди соснового леса. Рериху с женой и двумя сыновьями, Юрием и Святославом, пришлось переехать сюда из промозглого, сырого Петербурга по причине его болезни: воспаление легких, грозящее тяжелыми осложнениями. Дела были так плохи, что он даже составил завещание. От директорства в школе Общества поощрения художеств пришлось отказаться. Но Рерих пишет и здесь: «Вечные всадники», «Облако-вестник», «Послание Федору Тирону»…

В это же время, в ноябре 1917 года, нарком по национальной политике Иосиф Сталин, прибыв в Гельсингфорс (ныне Хельсинки) на съезд социал-демократов, произнес пылкую речь о национальном самоопределении наций и их праве на полное отделение. Земля Суоми не медлит и спешит как можно скорее осуществить провозглашенное право. После гражданской войны Финляндия потребовала присоединения Карелии и всего Кольского полуострова. После этого отношения между Финляндией и Советской Россией были порваны, а граница — оказалась запертой на все замки. Рерихам надо было уносить ноги.

Поначалу отношение Рериха к произошедшему на родине перевороту было типичным для интеллигента. В октябре 1917 года он пишет в статье «Единство»: «Откуда восстание против знания и стремление к равнению по убожеству, по невежеству? Откуда изгнание свободы и замена ее тиранией?… Отчего тупоумны и недоброкачественны вожди ваши?»

Сложным маршрутом семья Рерихов направилась в Лондон. Там они задерживаться долго не собирались, надеясь лишь получить визы в Индию — колонию британской короны. Родины больше не было, возвращаться было некуда.

Но и визу в Индию получить оказалось не так просто: русские эмигранты не имели нансенского паспорта. Тем не менее Рерих не опускал рук. Он месяцами обивал пороги бюрократических заведений, убеждал, настаивал, писал прошения, заручался поддержкой известных людей. В английской столице он встретил старых друзей — Дягилева, Стравинского, Нижинского и обзавелся новыми, особенно ему был дорог поэт Рабиндранат Тагор.

Наконец, на 20 июня 1920 года был куплен билет на пароход.

Елена Ивановна, упаковывая вещи, ходила сосредоточенная, взволнованная. И вдруг — непредвиденное. В последнюю минуту выяснилось, что по разным причинам ожидаемые на дорогу деньги не придут. Поэтому Рерих принял предложение директора чикагского Института искусств Роберта Харше провести в Америке выставочное турне и заработать необходимые на поездку средства. Его картины путешествовали в течение трех лет по 29 городам Америки, его лекции собирали большое количество слушателей. Многие говорили, что Рерих никогда не высказывает того, что думает на самом деле, что он нечто таит про себя. Другим же он казался совершенно неискренним. Но и те, и другие признавали его как сподвижника мира искусства.

А у Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) — «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. «Искусство объединит человечество, искусство едино и нераздельно. У него много ветвей, но корень один». В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием — «Пылающее сердце». А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран.

Шпион советов

... Декабрь 1923 года. В небольшом княжестве Сикким, неподалеку от города Дарджилинг на склонах восточных Гималаев, Рерихи благоговейно осматривали дом Талай Пхо Бранг, знаменитый тем, что, по преданию, здесь останавливался один из духовных лидеров в тибетской истории, далай-лама V. Рерих тогда так разволновался, что то и дело возбужденно пощипывал свою клинообразную бородку. В движениях, в глазах — нетерпение мальчишки: он попал в страну своей мечты, журавль уже не в небе, он почти в руке. Вскоре взволнованные супруги ускоренным шагом направились к небольшому храму, спрятавшемуся в темной зелени в стороне от дороги. Здесь, по их словам, произошло самое важное событие в их жизни — они «лицом к лицу встретились с Учителями». И встреча эта, судя по всему, была давно запланированной.

Есть свидетельства, что уже в Америке Рерихи установили контакт с буддийскими общинами Индии и вышли на лам высокого духовного ранга. Не исключено, что им помогли в этом теософы — еще, будучи в Лондоне, Рерихи стали членами некогда основанного Е.П. Блаватской, а теперь возглавляемого Ани Безант теософского общества. Словом, в буддийском храме их действительно ждали. Об этой решающей встрече Рерих сообщает скупо, однако ясно дает понять, что предстоящая экспедиция в Центральную Азию, на которую, наконец, удалось собрать деньги, была полностью согласована с пожеланиями и наказами Учителей, или Махатм, как их называли в Индии. Буддийским ламам, скорее всего, тибетского происхождения, поход Рерихов оказался небезразличен, и они внесли в него любопытную и неожиданную коррективу: «Говорили о предстоящей ЦентральноАзиатской экспедиции, — пишет Рерих. — Россия по плану Махатм была важнейшим этапом в маршруте».

Скорее всего, идея двигаться через территорию Советского Союза первоначально не входила в рериховский план; не исключено также, что Рерих был удивлен. К тому же это создавало и формальные проблемы: в советской России он, будучи эмигрантом, не был желанным гостем. Но на Востоке приказ Учителя — закон, а Рерих был рьяным и преданным учеником, поэтому он попытается сделать все, что было в его силах.

Первая Центрально-Азиатская научная экспедиция Николая Рериха, организованная при помощи и финансировании американцев и проходившая под американским флагом, наконец, стала реальностью. Основу экспедиции составляли супруги Рерихи, их сын Юрий, закончивший индоиранское отделение восточных языков Лондонского университета (впоследствии он станет одним из самых авторитетных востоковедов своего времени), доктор Константин Николаевич Рябинин, много лет изучавший тибетскую медицину, энтузиаст Востока полковник Николай Викторович Кордашевский и еще горстка единомышленников, готовых и способных заниматься исследованиями в самых разных областях: геодезии, археологии, почвоведении… По мере продвижения в глубь Азии состав экспедиции постоянно менялся, присоединялись местные — индусы, монголы, буряты, — кто-то уходил, кто-то приходил. Неизменным оставался только костяк — семья Рерихов.

В 1924 году, к моменту начала путешествия, Николаю Рериху уже исполнилось 50 лет. Итак, двинулись через Индию древним маршрутом в сторону границы с СССР: от Шринагара до Леха, потом через Маульбек, Ламаюр, Базгу, Саспул прошли в Хотан и Кашгар. Исследовали важнейшие памятники искусства, осматривали монастыри, слушали легенды и предания, делали зарисовки местности, снимали планы, собирали минералогические и ботанические коллекции. В Хотане во время вынужденной стоянки Рерих создал серию картин «Майтрейя».

Уже к этому этапу путешествия был накоплен большой исследовательский материал. И вот — первые выводы после внимательнейших наблюдений: «Все происходящее в метапсихическом институте Парижа, опыты Нотцинга и Рише по эктоплазме, опыты Барадюка по фотографированию физических излучений, работы Котика по экстериоризации чувствительности и попытки Бехтерева по передаче мыслей на расстоянии — все это знакомо Индии, только не как маловероятное новшество, но как давно известные законы».

29 мая 1926 года трое Рерихов в сопровождение двух тибетцев перешли советскую границу в районе озера Зайсан.

13 июня того же года Рерихов неожиданно видят в Москве…. Про художника ползут слухи, что он «продался большевикам», тем более что он посещал дома высокопоставленных советских чиновников: Свердлова, Чичерина, Луначарского, Каменева. Бывшие знакомые, из тех, кто остался в советской России, в недоумении: что он здесь забыл? Его прежнее отношение к большевикам как к «извергам» — общеизвестно. На все недоуменные вопросы Рерих спокойно отвечал, что ему необходимо получить разрешение властей на продолжение экспедиции на территории советского горного Алтая.

На самом деле, Рерих явился в Москву не только за разрешением посетить Алтай, а с важным посольством: он привез два странных документа — «приветственные письма к советским властям» и небольшой ящичек со священной землей из тех мест, оттуда происходил Будда Шакьямуни. От кого были все эти послания? От Учителей. «Посылаем землю на могилу брата нашего Махатмы Ленина, — говорилось в одном из писем. — Примите привет наш».

Эти удивительные письма пролежали в архивах 40 лет, но в конце концов были опубликованы. В первом послании перечисляются идеологические аспекты коммунизма, до известной степени близкие духовной установке буддизма. Но самое главное, что учителя Рериха на основании этой связи сумели внушить художнику новое отношение к коммунизму, объяснив, что это шаг не к варварству и тирании, а, напротив, к более высокому сознанию и более продвинутой ступени эволюции. И Рерих, в конце концов, принял эту новую позицию. И вот это изменившееся отношение Рериха к Советам впоследствии оттолкнуло от него многих.

Во втором послании Махатмы обратились к более насущным и практическим вещам. Они сообщили, что готовы к переговорам с Советским Союзом об освобождении Индии, оккупированной Англией, а также Тибета, где англичане тоже вели себя по-хозяйски, практически задушив местное правительство: духовный лидер Тибета таши-лама был вынужден бежать из страны из-за проанглийски настроенных светских властей.

Нарком иностранных дел Чичерин немедленно доложил о Рерихе и привезенных им документах секретарю ЦК ВКП(б) В.М. Молотову, приложив перевод обоих писем. Для Советского государства возможность получить новых союзников в Тибете была очень заманчива, так как это косвенно способствовало бы решению сложного политического вопроса о присоединении к СССР Монголии. Монголия всегда оставалась буддистской страной, и тибетские иерархи традиционно пользовались здесь практически безграничной поддержкой. Речь шла об огромной территории прежней Великой Монголии, которая впоследствии частично осталась за Китаем, а частично действительно вошла в состав СССР. Итак, Чичерин просил партийных вождей не препятствовать планам Рериха, этого «полубуддиста-полукоммуниста». Руководствуясь этим фактом, некоторые его биографы делают вывод, что таким образом его завербовали в советскую разведку. Однако для подобных утверждений серьезных оснований все же нет. Рерих выполнил свою посредническую миссию, передал послания и двинулся своей дорогой на Алтай и дальше. В 1926 году полномочный представитель СССР в Монголии П.Н. Никифоров писал советскому правительству: «В Монголии появился известный художник, путешественник Н.К. Рерих, который в августе направляется в Тибет. Этот Рерих настойчиво ставит вопрос о необходимости возвращения таши-ламы в Тибет, приводя теологические обоснования». Да, Рерих этого добивался, будучи уверенным, что духовный лидер Тибета должен жить в своей стране, потому что в противном случае духовный потенциал Тибета может пошатнуться. Сам Никифоров, подозревавший, что Рерих «на кого-то работает», но неизвестно, впрочем, на кого, подчеркнул стоявшие на первом и главном месте неведомые чиновнику «теологические обоснования». Вот ключ к вмешательству Рериха в политику — «теологические обоснования». Такие люди не годятся в шпионы по собственному почину, хотя зачастую их используют как пешки в чужой политической игре.

Тибетские тайны

Экспедиция Рериха, снова воссоединившаяся с прежними участниками и набравшая новых, взяла, наконец, священный курс — на Тибет. Это всегда была закрытая для иностранцев территория, однако Рерихи стали отнюдь не первыми русскими путешественниками, побывшими здесь. В 1879 и в 1883 годах Н.М. Пржевальский организовал две экспедиции в Тибет, пройдя 8 тысяч километров. Чуть позднее его путь повторили Г.Ц. Цыбиков и Н. Я. Бичурин. Несомненно, Рерих был знаком с оставленными ими картами, книгами и описаниями. И, конечно, осознавал все трудности предстоящего пути.

Шел 1926 год. Медленно и трудно, черепашьим шагом экспедиция Рериха перемещалась через Алтай, Барнаул, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ, Улан-Батор. До сих пор удавалось передвигаться на машинах, кое-где прямо по целине. Что только не приходилось преодолевать: наводнение, песчаные бури, обрушивающиеся с гор камни. В августе 1927 года по тибетскому нагорью караван Рериха двинулся на Нагчу. О машинах уже не было речи. Мужчины ехали на лошадях, в то время как Елену Ивановну несли в портшезе.

Вокруг были болотистые равнины, поросшие колючей травой, озера и «мертвые горы», напоминающие кладбище. Внизу — глубокие, гулкие ущелья, в которых завывает ледяной ветер. Кони скользили и оступались среди кочек. Высота увеличивалась, дойдя до более 4,5 тысячи метров. Трудно было дышать. То и дело кто-нибудь падал с коня, однажды вот так упал Юрий Рерих. Отец и доктор Рябинин бросились к нему, он лежал весь белый с едва прощупывающимся пульсом. Привели в себя его с трудом.

В двух днях пути от крепости Нагчу была устроена вынужденная стоянка.

У Рериха были документы, позволявшие ему прямиком двигаться в Лхасу, но на пограничном пункте тибетцы, сурово оглядев двигавшихся под американским флагом путешественников, заявили, что «документы неправильные» и им дальше нельзя.

Тем временем наступила суровая зима со свирепыми ледяными ветрами, которую и местные-то переносили с трудом. Деньги и лекарства были на исходе. Уже умерло несколько участников похода: тибетец Чампа, один монгольский лама, потом — харчинский. Ламы-буряты восстали против Рериха с требованием отпустить их. Но Рерих проявил неслыханное упорство, требовал от местных властей пропуска в Лхасу и бесконечно терпеливо ждал. Ясно, что за подобной стойкостью скрывалась не просто добросовестность ученого-исследователя. Имелась некая сверхзадача, ради которой Рерих подвергал себя и самых близких людей опасности. Эта сверхзадача носила имя Шамбалы.

В буддийской мифологии это страна царя Сучандры, символический центр мира, окруженный восемью снежными горами, напоминающими цветок лотоса. Согласно легендам в Шамбале существуют наиболее благоприятные условия для реализации буддистского пути и у пришедших туда открываются «центры мудрости». Так называемых путеводителей в Шамбалу существовало великое множество. Ее географическое положение указывалось всегда по-разному и весьма туманно: «севернее Индии», «за океаном», «за снежными горами Тибета». В своем продвижении к Тибету Рерих выяснял в монастырях и среди ученых лам, как найти путь в эту заповедную страну. Разумеется, добиться каких-либо конкретных сведений оказалось невозможно. Добросовестные ламы намекали пришельцу, что Шамбала — понятие исключительно духовное и находится во внутреннем мире, а не во внешнем. Встречались и другие ламы, желавшие выманить у богатых западных людей золото, шкуры, ткани и всевозможные подарки. Те таинственными и многозначительными намеками давали понять, что им известен путь в Шамбалу и неопределенно указывали наверх — в непроходимые горные дебри Тибета. Рерих пишет: «Мы знаем реальность земной Шамбалы. Мы знаем рассказы одного бурятского ламы, как его сопровождали через очень узкий тайный проход. Мы знаем, как другой посетитель видел караван горцев, везущих соль с озер, расположенных на самой границе Шамбалы. …Земная Шамбала связана с небесной, И именно в этом месте объединяются два мира». Блажен, кто верует…

Несмотря на все усилия Рерихов, в Лхасу их не пустили, и Шамбалу — во всяком случае, находящуюся в географических земных пределах — им найти не удалось. Английская разведка, считавшая Рериха советским шпионом, грамотно сделала свое дело и перекрыла экспедиции дальнейший путь. Каравану, продержавшемуся на стоянке несколько месяцев, с осени 1927 до весны 1928 года в нечеловеческих условиях, пришлось повернуть обратно в Индию.

Вторая попытка

Рерих вернулся в Нью-Йорк вместе с сыном Юрием в начале лета 1929 года. Их встретили с почестями. 19 июня мэром Нью-Йорка Джеймсом Уокером в честь Рерихов был устроен грандиозный прием. Зал был украшен флагами всех наций и не мог вместить всех желающих: политики, бизнесмены, учителя Школы искусств, ученики. В адрес Рериха произносились речи, со всех сторон слышались эпитеты «величайший ученый», «крупнейший исследователь Азии», «прогрессивный художник». Вскоре Рериха принял и сам президент США — Герберт Гувер.

17 октября 1929 года в Нью-Йорке торжественно открыли музей Рериха. Теперь он помещался в 29-этажном небоскребе. На первом этаже — собственно музей с более чем тысячей картин художника, выше — рериховские учреждения по объединению искусства всего мира, еще выше — квартиры сотрудников.

Меланхолия редко нападала на такого энергичного и всегда деятельного человека, каким был Николай Рерих. Однако чем более его превозносили за «дела земные», тем более он считал, что до сих пор так и не достиг сокровенной цели своей жизни. Оставаться в Америке и пожинать плоды успеха Рерих не собирался, тем более что Елена Ивановна осталась в Индии, в долине Кулу, где Рерихи купили поместье. В Америку он вернулся, собственно, все с той же целью, что и много лет назад: добыть денег и разрешение на новую экспедицию в Азию. Не тут-то было…

Только в 1931 году, почти 2 года спустя после возвращения в США, он наконец получил возможность увидеть жену. Больше года ему, несмотря на все его связи, не удавалось добиться визы в Индию: козни строила все та же всесильная английская разведка, по-прежнему опасавшаяся влияния этого «полукоммуниста» на свою колонию, где и так уже начались беспорядки. Дело с визой Рериха достигло размеров международного скандала, так что Николаю Константиновичу пришлось взывать к заступничеству английской королевы и римского папы.

…Новое жилище Рерихов располагалось в долине Кулу, колыбели памятников культуры двух тысячелетней давности, как и весь северный Пенджаб. Большой, каменный, двухэтажный дом живописно примостился на отроге горного хребта. С балкона открывался чудесный вид на долину, на исток реки Биас и снежные вершины гор. В соседней постройке, расположенной чуть выше, открыли наконец давно задуманный Рерихом гималайский Институт научных исследований, названный «Урусвати», что в переводе означает «свет утренней звезды». Институт формально возглавил Юрий Николаевич Рерих. Младший сын Рерихов, Святослав Николаевич, художник, как и отец, тоже жил с родителями в Кулу. К сотрудничеству в институте, костяк которого на месте составила горстка единомышленников, привлекли десятки научных организаций Европы, Азии и Америки. Обрабатывали результаты первой Центрально-Азиатской экспедиции, собирали новые данные. В частности, известный советский генетик и академик Вавилов именно отсюда получал семена для своей редчайшей ботанической коллекции.

Однако Рерих рвался в новое путешествие в Азию. Похоже, он не терял надежды найти свою Шамбалу. В конце концов, министр земледелия США Генри Уоллес помог финансировать вторую экспедицию и предложил формально организовать ее в целях сбора засухоустойчивых трав, в изобилии произрастающих в Центральной Азии и предотвращающих эрозию почвы. Рерих двинулся в путь в 1935 году, начав продвижение из Маньчжурии к пустыне Гоби. 15 апреля среди песков Гоби над экспедиционным лагерем взвилось «Знамя мира». В этот день президент Рузвельт и все члены Панамериканского союза подписали Пакт Рериха, задуманный им еще до революции в Петербурге. Идея пакта сводилась к тому, что государства-участники обязуются защищать культурные ценности в военное время. Настроение Рериха во время второй вылазки в Азию было не слишком оптимистичным. И все же он надеялся, что ему удастся продолжить изыскания в заповедных районах Индии, но — снова осечка: американцы свернули его экспедицию и приказали быстро возвращаться обратно. Узнав эту новость, Рерих отошел подальше от стоянки и с горькой досадой разрядил в воздух револьвер, его душило разочарование. Ему был 61 год, далеко не молодость, и он ясно предчувствовал, что это был его последний поход.

Тем временем в США разворачивались весьма примечательные события: пока Рерих находился в Маньчжурии, его бывший покровитель и ученик, бизнесмен Луис Хорш приступил к заранее спланированному разорению рериховского музея в Нью-Йорке. За одну ночь он вывез почти все картины, сменил замки, распорядился арендой гигантского небоскреба. Благодаря стараниям того же Хорша Рерихом заинтересовалась налоговая полиция, собиравшаяся содрать с него гигантскую сумму за экспедицию.

На последнем перепутье

В Америку Рерих больше не вернулся. С 1936 года до самой своей кончины он безвыездно провел в Индии в своем поместье в Кулу. Обдумывая удачи, а главное, неудачи своей жизни, он понял, что вечная отсрочка, невозможность поймать журавля, который был уже почти в руке, — все это было его ученичеством, закалкой духа. Как всегда, Рерих много работал; по обыкновению вставал в 5 часов утра и отправлялся в кабинет к холстам и краскам, по вечерам писал. От работы отвлекали тревожные мысли — шла Вторая мировая война. Индию, эту страну духа, тоже трясло, как в лихорадке, от политических страстей. Индийцы пытались сбросить господство Англии, повсюду висели воззвания «Англичане — вон из Индии!» Британцы сопротивлялись отчаянно и отвечали арестам и расправой над непокорными.

В мае 1942 года взволнованный Юрий Николаевич принес отцу телеграмму от махараджи княжества Индора. Те предлагали Рериху выступить посредником в переговорах между Индией и Англией о независимости индийского государства. Положение Рериха оказалось весьма щекотливым — он сам был гостем в этой стране и жил здесь фактически на птичьих правах. Британцы неоднократно намекали, что если он покинет Индию, то больше сюда не вернется. Выступи Рерих на стороне индийцев, а они будут в очередной раз разбиты — и что тогда?

Тем не менее индийская революция победила. И тотчас независимую Индию начали точить междоусобицы среди индусов и мусульман, грозившие принять размах гражданской войны. В доме Рерихов, находящемся недалеко от Кашмира, явственно слышались выстрелы. В музее «Шах Манзил» в городе Хайдарабаде мусульмане устроили погром, приведший к пожару. В результате сгорело 11 картин Рериха и его сына Святослава. К 1947 году окончательно укрепляется решение Рериха вернуться на родину, в Россию. Все-таки дом — там, а остальной мир так и остался чужбиной. Он пишет друзьям: «Итак, на новую ниву. Полные любви к Великому Народу Русскому». Но осуществить эти планы ему не удалось — 13 декабря 1947 года Николая Рериха не стало.

После смерти Николая Рериха его жена Елена Ивановна подала прошение в советское консульство, чтобы ей и двум сыновьям разрешили вернуться на родину. Но прошению не дали хода. Елена Ивановна умерла в Индии 5 октября 1955 года. Вернуться в СССР удалось лишь старшему сыну Рерихов, известному востоковеду Юрию Николаевичу Рериху.

Разные толкования одной биографии

Андрей Кураев, богословский писатель, диакон

«Рубеж ХIХ—ХХ веков был ознаменован целым фейерверком самых разнообразных утопий… Были утопии теургические и утопии техницистские, утопии космические и утопии нацистские... И семья Рерихов не осталась в стороне. Они тоже создали свою Утопию. Они мечтали о «новом мире». В этом мире все будет другое, новое — не только философия и этика, не только способы медитации и молитв. Новым должно стать общество, новой должна стать власть. То, что теософия есть религиозное учение, никак не означает, что у нее нет политических идеалов и стремлений. Теософия стремится к своей теократии. Отсюда и переписка Е. Рерих с супругой президента Рузвельта, и послание Махатм вождям Советского Союза. В письмах Елены Рерих упоминается грядущий «государственный строй, отмеченный монизмом религиозного культа». «Близится время, когда стоящие во главе стран начнут поддерживать в государственном масштабе все просветительные созидания». Близится время Вождей. Откуда они придут? Невежественное большинство, не принявшее мудрость «тайной доктрины», конечно, не сможет избрать правильных руководителей. Что ж — они придут к власти иным путем. «Вожди будущего будут назначаться не безответственными массами, но иерархией Света и Знания. «Никто не назначает иерарха. Учитель будет естественным вождем. Можно радоваться, что Ленин признан таким учителем» (Община, 215).

Максим Дубаев, автор книги о Рерихе, вышедшей в 2003 году в серии «ЖЗЛ»

«…Еще в 1900 году Николай Константинович, как бы стесняясь своего происхождения, несколько иронично писал своей невесте» о том, какого же он происхождения. «Между тем во Франции произошло очень важное событие: Рерих сумел доказать свое дворянское происхождение и даже баронство. …Вопрос о собственном дворянском происхождении давно мучил Николая Константиновича, тем более что его жена была княжеского рода, внучатой племянницей М.И. Голенищева-Кутузова». Далее автор книги приводит в подтверждение отрывки из воспоминаний князя Щербатова, который сравнивал Н.К. Рериха с Тартюфом.


Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Теплый дождь
консультирую,
астро-рунолог
     6 марта 2008 (23:41)

Так чем же необычен- Николай Константинович Рерих, российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель?Попробую взглянуть его карту.

Он родился- 9 октября 1874 года в Петербурге.

Северный узел в Овне-Южный узел в Весах..

Это воплощение человека,который уже умеет сотрудничать и работать в команде,теперь он должен воспитывать в себе независимость,инициативу,доверие к себе и научиться действовать в одиночку.Это прекрасная возможность развить в себе качества лидера,используя навыки сотрудничества,которые уже были выработаны для того,чтобы получить поддержку со стороны.

Солнце,Луна,Юпитер-представлены Весами.

Весы всегда стремятся к гармонии и равновесию.Они -очень симпатичны,очень милы..,ведь их управитель,-Венера.

Весы -кардинальный мужской знак,поэтому они очень деятельны..Не случайно,Николай Рерих-очень плодотворно использует жизненное пространство-рисует,пишет стихи,путешествует,знакомится с интересными людьми..Для Весов-построить отношения достаточно легко..Они почти "автоматически" подстраиваются под любого человека,и в этом нет ничего общего с соглашательством или неискренностью..,просто они хорошо чувствуют людей..

Они очень дипломатичны,и по сути-,они страшные идеалисты..Именно идеализм,стремление к гармонии,-толкает Николая Рериха-к поискам Шамбалы.

Луна в Весах и Солнце в Весах-уникальное состояние человеческого индивидуума,когда созидательное,творческое Божественное и подсознательное-сливаются в единое целое.

Луна в Весах-это Луна партнерства.она прекрасно чувствует своих партнеров и ей хорошо,когда им хорошо..,благородный Юпитер-артистичен,покладист и очарователен,он легко "соберет" в путешествие,-целую команду единомышленников,он проявляет благородство и симпатию-ко всем своим попутчикам.

Меркурий в Скорпионе- очень интуитивен,он гдядит в самую суть проблемы..,обладает прекрасной памятью на детали,так как Скорп,-знак фиксированный,то переубедить его трудно.Завораживает рассказами..Для поэтов-положение Меркурия в Скорпионе,-наиболее характерное.

Вот, стихотворение Николая Рериха "Улыбка твоя":

На пристани мы обнялись и простились.

В волнах золоченых скрылась ладья.

На острове - мы. Наш - старый дом.

Ключ от храма - у нас. Наша пещера.

Наши и скалы, и сосны, и чайки.

Наши - мхи. Наши звезды - над нами.

Остров наш обойдем. Вернемся

к жилью только ночью. Завтра,

братья, встанем мы рано.

Так рано, когда еще солнце

не выйдет. Когда восток

зажжется ярким сияньем.

Когда проснется только земля.

Люди еще будут спать.

Освобожденными, вне их забот,

будем мы себя знать. Будем

точно не люди. К черте подойдем

и заглянем. В тишине и молчанье.

И нам молчащий ответит.

Утро, скажи, что ты проводило

во мрак и что встречает опять

улыбка твоя.


Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Теплый дождь
консультирую,
астро-рунолог
     7 марта 2008 (00:17)

Венера в Стрельце..Она просто получает удовольствие-от приключений,от возбуждения ,что приносит любовь..Может,она не очень продолжительна?

Жизнь Рериха опровергла эту гипотезу..Может,все дело в том,что с Еленой Блаватской,-у них была не просто любовь,а любовь-дружба,общая цель,общие исследования....Эстетический дар Венеры проявляется через деятельный знак-Стрельца,в этом знаке ценя свободу,приключения,путешествия,общение.

Марсу в Деве уготована стезя трудоголика,в любой работе он проявляет себя ,как кропотливый исследователь,логичный и точный ученый,любящий дисциплину и порядок.

Сатурну в Водолее свойственно не играть в спектакле,а как бы занимать позицию режессера представления.Ему важно,-сохранение демократических начал,свобод,прогрессивных идей..,и в то же время он,-хочет капитального порядка,сохранения какой-либо "законности",правильности ведения дел..

Уран во Льве,-подкрепляет несокрушимую целеустремленность Рериха-исследователя,он изучает все новое,знакомится и использует наиболее прогрессивное,в том числе и в искусстве..,в живописи.

Плутон находится в знаке Тельца,в изнании

Он представляет путь души,цель и мотив ее эволюции,а также то,что душа изучает на протяжении жизни..

Поскольку Плутон в Тельце,то думаю,что Рерих и должен был заниматься-поиском прекрасной и удивительной Страны,поиском гармонии и красоты,в жизни и искусстве..

Стихия воздуха преобладает...обеспечивая подвижность натуры...,качество знаков-фиксированное..,поэтому мнение свое Рерих изменял с трудом..

Качества Рериха-Странника:

Соединение Солнце-Юпитер,секстиль Юпитер-Уран,трин Юпитер-Сатурн,соединение Луна-Юпитер

Думаю,он принимал решение о путешествии-внезапно,но анализировал детали пути- очень дотошно,все кропотливо организовывая.

Качества Рериха -художника:

Секстиль Нептун ДСЦ,секстиль-Луна-Венера...

трин Луна-Асц

Качества Рериха-поэта:

квадратура-Меркурий-Сатурн,соединение Луна-Юпитер,оппозиция Меркурий-Нептун

В описании жизни Рериха говорится,что он был амбициозным и обидчивым.

Но ,в принципе,Весы гармоничный знак,я имею ввиду Луну..Где кроется амбициозность и обидчивость?


Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Теплый дождь
консультирую,
астро-рунолог
     7 марта 2008 (01:42)

А вот -интересная статья -о еще одном Страннике-Федоре Тютчеве..

Привожу ее полностью..,так как в ней столько красок Стрельца и Юпитерианских нюансов,-можно написать очень интересный астрологический комментарий

Юрий Шейман

Стрекоза для Тютчева

1.

Светский человек, дипломат, любовник, “жемчужноуст”, Фёдор Иванович Тютчев был дилетантом в политике, в жизни, в литературе. (Не забудем, что “дилетант” – от латинского “услаждать”, то есть делать что-то для своего удовольствия. А ещё дилетант – это тот, кто легче относится ко всяким нормам и правилам.) Жизнь ушла на бонмо, салонное красноречие, поэтические и политические обольщения, короткие стихи на салфетках, слёзы в жилетку... Но он был и равновеликим собеседником умнейших людей своего времени – государственных мужей, писателей и философов. И ещё он великий поэт!

2.

Если Лермонтов был безочарованным странником, и безочарованность служила ему оружием, оружием обоюдоострым, от которого он сам и погиб, то Тютчев – это очарованный странник, навсегда заколдованный и оттого беспомощный, обезоруживающе трогательный. “Без Тютчева нельзя жить”, – говорил Лев Толстой, вообще-то не любивший поэзии.

3.

У Ф. И. Тютчева дорого это постоянное ощущение непрочности жизни. Люди слишком торопятся, подгоняют время, как будто то, что сейчас, –ненастоящее. А настоящее – всегда впереди. Но именно те редкие мгновения, когда мы останавливаемся и вглядываемся влюблёнными глазами в чудо Творения вокруг нас, – это только и есть, что накопили мы в жизни. У Тютчева не “время – вперёд”, а “время, погоди!”. Он растроган до слёз всем, что видит, – и тем сильнее, чем сильнее ощущение, что это мимолётно, преходяще, смертно. “Я исчезаю, исчезаю”, – были последние слова поэта.

4.

Верил ли он в бессмертие души? В нём странно соединялись пантеизм и православие. Что станется с душами после смерти? Сливаются ли они в беззвучном экстазе или продолжают автономное существование? И смотрят ли они на нас, видят ли нас? И если есть переселение душ, то в кого вселилась душа Тютчева? Может быть, в меня, по крайней мере, во время чтения его стихов?

5.

Надо понимать, что такое Тютчев! Жажда бытия соседствовала в нём с тоской уничтожения. Космическое переживал он как личное, личное – как космическое. Россия и Хаос были его родиной, грома – собеседниками. Он увлекался мистикой, столоверчением и политическим мифотворчеством. Воспевание прелести ущерба, увядания, любовь к греху роднят его с декадентами.

6.

О. Э. Мандельштам, подобно древнему Сфинксу, оставил нам странную загадку:

“Дайте Тютчеву стрекóзу, –

Догадайтесь, почему!”

(1932)

Почему именно “стрекóзу”? В поэтическом языке Мандельштама “стрекоза” – спутник мёртвых (“стрекозы смерти”). Этот образ заимствован из немецкого фольклора и так хорошо подходит к Тютчеву, тесно связанному всей своей жизнью с Германией. Но у самого Фёдора Ивановича стрекоза встречается только один раз – в стихотворении 1835 года – и никакого иносказания, по-видимому, не содержит:

“В душном воздуха молчанье,

Как предчувствие грозы,

Жарче роз благоуханье,

Звонче голос стрекозы...”

(Этимологический словарь подсказывает, что “стрекозой” до середины ХIХ в. именовалась вовсе не наша стрекозка (то – “коромысло”), а кузнечик, саранча, иногда – цикада. Последнее значение и было использовано ещё А.П. Сумароковым при переводе басни Лафонтена.) У стрекозы в русской литературе ХIХ в. не было определённого эмблематического значения, кроме разве что вот этого, восходящего к басням, к – И. А. Крылову: “Ты всё пела...” Образ поэтического парения, легкомыслия, изящества... Тютчев – поэт драматической смены времён года, дня, возрастов жизни, форм существования. “Оглянуться не успела, как зима катит в глаза” – вот лейтмотив тютчевской лирики.

7.

Есть несколько Тютчевых. Мрачноватая метафизичность философской лирики, тяжеловесность политических стихов контрастируют со светлым анакреонтическим началом его поэзии, любованием звуком и словом, но и эта линия сменяется выражением безыскусной исповедальности. Соседство Пушкина, вызов богу поэзии и смирение перед ним определили поэтическую судьбу Тютчева Он пытается реставрировать вертикаль литературного классицизма, а архаика осыпается, оставляя после себя лишь намёки в виде отдельных вкраплений высоких слов, неуклюжего синтаксиса, отступлений от норм грамматики и акцентологии. Шероховатости стиля, неправильности намекают на монументальность, иногда создают ощущение глубокого чувства и прерванного дыхания.

8.

Стихотворения Тютчева, как правило, не имеют чёткого жанрового обозначения. Это просто лирические стихотворения (фрагменты, как утверждал Тынянов), что очень важно и свидетельствует о разрушении старой системы жанровой непроницаемости. Однако его стихи всякий раз тяготеют к тому или иному классическому жанру, ориентированы на него: иногда слышится ода, иногда элегия или эклога, песня и т. д. Выражено это тематически, а на уровне стиля – бóльшим или мéньшим снижением.

Поэт пытается восстановить высокий стиль в рамках среднего, по-пушкински используя метод стилизации. Но вообще в отношении высокого стиля Тютчев не новатор, а скорее реставратор и эклектик. Объём славянизмов у него постоянен и не широк, но они наиболее заметны – все эти “вежды”, “поднесь” и “ввыспрь”...

9.

Есть у Тютчева и элементы поэтических штампов, языка, восходящего к романтической традиции (“ветрило”, “выя”, “младая фея”, “ланиты”, “огнь желания”. Некоторые стихи будто рождены под пером Лермонтова:

Из чьей руки свинец смертельный

Поэту сердце растерзал?

Кто сей божественный фиал

Разрушил...

(“27 января 1837”, 1837)

10.

Очень интересно, как Тютчев создаёт возвышенный, приподнятый поэтический стиль из средств среднего – из прозаических слов, а то и из обиходно-разговорных. Используя общекнижные лексические элементы, Тютчев пытается выделить для них некоторые особые области применения или значения, которые можно было бы отнести к поэтическому употреблению. Например, слово “природа” используется у него в значении “ландшафт” или “окрестности”. Но “природа” может означать и богиню Природу:

“Не то, что мните вы, природа”.

(1836)

“Природа – сфинкс...”.

(1869)

Характерен приём монументализации простых реалий, когда вместо обычных слов конкретного семантического наполнения употребляются слова более абстрактные. Отвлечённая образность служит эмблемой явления или эвфемизмом. Как если бы вместо слова “тетрадь” употреблять “рукопись”, а вместо “рукопись” – “свиток”). “Поток” – вместо “струя”, “всемирное молчанье” вместо “тишина”, “племя” вместо “поколение”, “смертный” вместо “человеческий”. Тенденция подкрепляется перифразами: “распростясь с тревогою житейской” вместо “умерев”, “темное жерло” – “время”, “в кругу убийственных забот” – “в будни, в повседневности” и т.д. Применение отвлечённых или обобщённо-книжных слов – путь, свойственный в большей степени канцелярскому или научному стилю, когда используется как бы метаязык для описания конкретных событий. У Тютчева свой метаязык, некоторые стихи его написаны не столь архаично, сколь абстрактно, и за счёт этого создаётся впечатление торжественности, высокого стиля:

Стоим мы слепо пред Судьбою,

Не нам сорвать с неё покров...

Я не своё тебе открою,

Но бред пророческих духов...

(“На новый, 1855 год”, 1854–1855)

11.

Другой способ выделить из среднего стиля высокую его разновидность – использование грамматических и семантических архаизмов, окказионализмы, поэтические вольности: “громы”, “везде брюзга” (в значении “брюзжание”), “взглянь”, “утиши”, “облака следить” (вместо “за облаками”), “мы были двое” (вместо “нас было двое” или “мы были вдвоём), “сквозь слёз гляжу”, “но сквозь редеющего сна”, “солнцы”, “по небу много облак бродит”, “друг человеков”, “минули вéки”. Сюда же примыкают многочисленные случаи ненормативных ударений.

12.

До сих пор кто бы ни писал о стиле Тютчева – подробно описывает большей частью именно одические приметы его поэзии. Но как раз элементы прозаические, нейтральные, разговорные играют у него гораздо бóльшую роль. Я помню, как когда-то в школе на уроке попробовал школьникам прочесть одно из прелестнейших стихотворений Тютчева: “Она сидела на полу / И груду писем разбирала...” Это оказалось ошибкой – вдруг раздался смех. Школьники захохотали: показался смешно-прозаичным зачин стихотворения. Их ухо, привыкшее относить к поэзии всё возвышенно-ораторское или заумное, не восприняло трогательной простоты этих строчек. Ученики не были готовы к восприятию такого рода поэзии. Но это значит, что и сегодня Тютчев – новатор, и сегодня звучит вызывающим нарушителем канонов. Вульгаризмы, прозаизмы, варваризмы, канцеляризмы без счёта заполняют его стихи.

13.

Эта черта – смешение одического и газетного стилей странно сближает Тютчева с Некрасовым, чьё влияние так заметно, в том числе и в “Денисьевском цикле”. Вообще роль Некрасова в творчестве и в жизни Тютчева огромна, хотя они и антиподы. Некрасов – профессионал, матёрый журналюга, литератор-делец, а Тютчев – дилетант, поэт по жизни, неподражательный и странный. Но они оба – в поиске новых путей поэзии, в стороне от игривой музы Пушкина. Оба – эклектики. Оба – не чужды актуальной политики. Политика ведь тоже священнодействие. И в патриотизме есть своя поэзия.

14.

Тютчев ведёт парадоксальное, “как бы двойное бытие”. Европеец, космополит – и русский патриот. Человек, почти не пользующийся русским языком для общения, – и великий русский поэт. Сановник – и небожитель. Любовник – и отец семейства. Оратор, политический кликуша – и тонкий лирик. Классицист – и предтеча символистов. Рационалист, гуманист – и странная завороженность злом. Философ – и импрессионист. Он пытается культивировать сакральный язык русской поэзии (где ещё встретишь “громокипящие кубки”, “скудельные сосуды”, “стооких зверей”, “фиалы”, “элизиум” и т.п.?) – и впадает в неслыханную простоту.

15.

Философский мир Тютчева – это коромысло сквозных оппозиций: верх – низ, запад – восток, юг – север, Европа – Россия, утро – вечер, весна – осень, хаос – цивилизация... Впрочем, всегда возможен переход (полусвет – полутьма) или странное совмещение (“во мгле полуденной”). Вера преодолевает раздвоенность. Он одно и то же слово мог употреблять и иронически, и возвышенно. Или смело сгущать поэтические клише: “Восток белел”, Восток вспылал”, “поникла выя”; использовать тавтологические или амбивалентные сочетания: “горняя вышина”, “пышность ветхая” – ещё чуть-чуть, и будет пародия. Здесь уже предчувствие эксцентрика Н. Заболоцкого. Согретые иронией славянизмы обогащаются у Т. экспрессивным заданием. В этом зародыш смены стилистической парадигмы: от семантической – к суггестивной. Тютчев забегает вперёд, но его многообещающее эвристическое словоупотребление готовит почву для следующего поколения русских поэтов.

16.

Редакторы прижизненных изданий стихотворений Тютчева (Тургенев, Вяземский) считали себя вправе поправлять стихи поэта. Пользуясь его равнодушием к изданию своих сочинений, они позволяли себе заменять слова, править размер, выравнивая ритмику стихотворения, загоняя его в известные канонические схемы. Им казалось, Тютчев по небрежности или по отсутствию верной поэтической техники сбивается со стиля и ритма. Но ведь эти сбои и есть самое дорогое у него – уход от автоматизма восприятия, попытка поверх слов непосредственно воздействовать на читателя:

“О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...”

(“Последняя любовь”, 1852–1854)

У Тютчева удивительно смелая образность, небывалая прежде: лазурь у него смеётся, блеск очей тоскует, страх летает, время стенает, ветрило звучит, деревья поют, розы воздух согревают, озеро дышит, снега – непорочные и т.д. Но это уже не эмблемы, а олицетворения или обновлённые языковые образы. Много восклицаний, слов, выражающих чрезмерное обобщение, неопределённость или растерянность: “вся природа”, “пернатые”, “кое-как”, “кой-где”, “какой-то”, “как бы” ... Необыкновенно важен у Тютчева переход в стихе от местоимений “мы”, “вы” и “она” к “я” и “ты”, вносящим нотку доверительности, субъективности.

17.

В своей жизни, в своём творчестве Тютчев свершает переход, слом. Сдержанный в начале – и непосредственный, экзальтированный – в конце жизни, поэт переходит от одного стиля поэзии к другому, от эмблематической, зашифрованной, аполлонической классической лирики – к суггестивной, дионисийской, как бы раскрывая читателю свою заповедную душу, вопреки собственной ранней декларации: “Молчи, скрывайся и таи...” Освободившись от аллегорий, он стал как голый среди одетых, кожей ощущая экзистенциальный холод и одиночество. Личность Тютчева нам дорога не менее его стихов, она и скрепляет поэтические фрагменты в единый текст.

18.

Моя маленькая дочь говорила, разглядывая портреты исторических деятелей: “Эти люди уже давно умерели”. Таков был её безапелляционный приговор прошлому. Вот уж истинно стрекозиное мнение. И мы уйдём, чем тут кичиться? Но нужно прежде суметь вобрать в себя весь мир, оставаясь малой его частицей – “Всё во мне, и я во всём”, суметь, как Тютчев, перебросить свой мостик любви, надежды и веры через бездну времени, разобщённости, сомнений и парадоксов. Недаром же отец Павел Флоренский заметил, что похвалить Тютчева значит что-то изменить во Вселенной.


Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Теплый дождь
консультирую,
астро-рунолог
     7 марта 2008 (01:59)

А вот еще материал о семье Рерих и о Николае Рерихе:

http://grani.com.ru/astro/rerih_yrii.htm

Космограмма Елены Рерих:

http://astrolog.net.ru/present/21.htm


Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.

Добавить сообщение в тему

Только для зарегистрированных пользователей!  Зарегистрироваться?
Внимание! Информация по просьбе участников форума из сообщений не удаляется.

имя (псевдоним)
пароль
 
    Описание значков форматирования
новое сообщение







загрузка карты
  Разрешена загрузка файлов до 1Мб и типов .jpg, .gif или .png!

   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!


Пояснения


Новое на Джокере